XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

К вопросу о выборе материала и методики для исследования речевой адаптации

Даниил Александрович Кочаров
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Татьяна Васильевна Качковская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Речевая адаптация, диалоговая речь, корпуса, дискурсивные роли.

Тезисы

Акустические характеристики голоса говорящих в диалогах могут изменяться из-за ряда ситуативных факторов, таких как успешность общения, социальная дистанция между собеседниками и др. В данном докладе описывается предлагаемый нами подход к исследованию динамики речевой адаптации. В исследовании используется новый русскоязычный корпус SibLing, состоящий 90 диалогов. Вначале были записаны базовые 10 диалогов: 5 между парами родных братьев и 5 между парами родных сестер. Далее каждый из этих 10 дикторов участвовал в диалоге со следующими собеседниками: близким другом/подругой того же пола и возраста, незнакомым человеком того же пола и возраста, незнакомым человеком того же возраста и противоположенного пола, незнакомым человеком того же пола и существенно старшего возраста, занимающим руководящий пост. В процессе записи корпуса собеседники выполняли два типа заданий: «карточная игра», состоящая в поиске общих элементов на карточках с множественными изображениями, и «задание с маршрутами», в котором один из собеседников должен был объяснить маршрут, обозначенный на карте местности. Для оценки речевой адаптации возможно исследовать несколько показателей адаптации: конвергенцию (постепенное «сближение» голосов собеседников в ходе диалога), синхронию (синхронное уподобление голоса диктора голосу собеседника в цепочке реплик диалога), общую разницу между голосами дикторов в диалоге. При этом необходимо учитывать, что метрики, использующие усредненные значения, неприменимы в тех случаях, когда акустические характеристики существенно меняются в ходе диалога. Так, в «заданиях с маршрутами» необходимо учитывать роли дикторов в диалоге, т. к. один и тот же диктор в роли «ведущего» и в «ведомого» говорит по-разному.