Риторический комментарий к ямбам Иоанна Цеца: опыт комплексного анализа.
Дмитрий Александрович Черноглазов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Юлия Борисовна Мантова
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Иоанн Цец, византийская риторика, ямбы, византийская поэзия, Гермоген Тарсийский, риторическая аргументация.
Тезисы
Иоанн Цец, византийский
ритор и интеллектуал XII в.,
оставил обширное литературное и филологическое наследие. Неудивительно, что внимание
исследователей, в первую очередь, было приковано к наиболее масштабным его
произведениям, в то время как отдельные
небольшие стихи изучались гораздо меньше.
В одной из рукописных традиций текст «Хилиад»[1] завершается тремя стихотворениями, которые предваряются небольшим поэтическим же вступлением. В нашем докладе мы сосредоточимся на первом из них, а именно, ямбах о воспитании детей.[2] Этот памятник представляет для нас наибольший интерес, поскольку снабжен подробным авторским комментарием, что дает уникальную возможность рассмотреть и ямбы, и схолии к ним как единое целое. Характер исследуемого комментария значительно отличается от других схолий Иоанна Цеца, где, в основном, приводятся сведения, необходимые для понимания смысла повествования. В отличие от такого формата, ямбы сопровождаются, по большей части, риторическим комментарием, где подробно разбирается построение и характеристика текста с точки зрения античной теории риторической аргументации и стиля, широко распространенной в Византии. Комплексный анализ позволяет нам оценить, как на практике применялась риторическая теория, как византийский автор понимал те или иные термины, а также раскрыть особенности и задачи нашего стихотворения и в качестве учебного текста, и в качестве самостоятельного глубокого произведения, обладающего несколькими уровнями интерпретации.
В одной из рукописных традиций текст «Хилиад»[1] завершается тремя стихотворениями, которые предваряются небольшим поэтическим же вступлением. В нашем докладе мы сосредоточимся на первом из них, а именно, ямбах о воспитании детей.[2] Этот памятник представляет для нас наибольший интерес, поскольку снабжен подробным авторским комментарием, что дает уникальную возможность рассмотреть и ямбы, и схолии к ним как единое целое. Характер исследуемого комментария значительно отличается от других схолий Иоанна Цеца, где, в основном, приводятся сведения, необходимые для понимания смысла повествования. В отличие от такого формата, ямбы сопровождаются, по большей части, риторическим комментарием, где подробно разбирается построение и характеристика текста с точки зрения античной теории риторической аргументации и стиля, широко распространенной в Византии. Комплексный анализ позволяет нам оценить, как на практике применялась риторическая теория, как византийский автор понимал те или иные термины, а также раскрыть особенности и задачи нашего стихотворения и в качестве учебного текста, и в качестве самостоятельного глубокого произведения, обладающего несколькими уровнями интерпретации.