XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Художественные смыслы живописи Болгарии ХХ в.

Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж

Ключевые слова, аннотация

Смысл, архетип, век, мастер, вечность.

Тезисы

Одной из главных проблем филологии и искусства в ХХ в. стала проблема смысла творчества мастеров кисти и слова. Одни трудились над большими заказами государства, другие предпочитали уйти в «чистое искусство» (как, например, Анри Матисс). Третьи пытались совместить и то и другое, выполняя заказы частных лиц (американское искусство). Искусство Болгарии в этом плане мало чем отличалось от общих мировых тенденций. Конечно, здесь также, как в Германии и Советском Союзе, были художники, не столько задумывающиеся о смысле художественного творчества, сколько работающие в русле социального заказа, в духе времени. Однако при всей внешней ангажированности и кажущемся конформизме ряда мастеров удивительно то, что некоторым из них удавалось даже при обращении к политизированным темам и сюжетам сохранить тот вечный свет истины, который и делает произведение высокохудожественным и «вечным». Особенно это проявляется на примере творчества таких классиков болгарской живописи ХХ в., какими были Димитров-Майстора, Светлин Русев. При глубинном анализе конкретных произведений этих мастеров обнаруживаются архетипические пласты древней болгарской, а зачастую и греческо-византийской культуры, которые создают особое поле притяжения, оказывая сильное впечатление на зрителя. Как и в предыдущих докладах на тему болгарского искусства и культуры, докладчик видит главную ценность современной живописи Болгарии в неразрывности ее связей с самой историей и национальными особенностями древней Болгарии. Особое место в этом ракурсе тут принадлежит старинным болгарским иконам, а также народному творчеству, сохранившему до наших дней неповторимую самобытность и  сакральную сущность.