Художественные смыслы живописи Болгарии ХХ в.
Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
Ключевые слова, аннотация
Смысл, архетип, век, мастер, вечность.
Тезисы
Одной
из главных проблем филологии и искусства в ХХ в. стала проблема смысла
творчества мастеров кисти и слова. Одни трудились над большими заказами
государства, другие предпочитали уйти в «чистое
искусство» (как, например, Анри Матисс). Третьи пытались совместить и то и
другое, выполняя заказы частных лиц (американское искусство). Искусство
Болгарии в этом плане мало чем отличалось от общих мировых тенденций. Конечно,
здесь также, как в Германии и Советском Союзе, были художники, не столько
задумывающиеся о смысле художественного творчества, сколько работающие в русле
социального заказа, в духе времени. Однако при всей внешней ангажированности и
кажущемся конформизме ряда мастеров удивительно то, что некоторым из них удавалось
даже при обращении к политизированным темам и сюжетам сохранить тот вечный свет
истины, который и делает произведение высокохудожественным и «вечным». Особенно это проявляется на примере творчества таких классиков
болгарской живописи ХХ в., какими были Димитров-Майстора, Светлин Русев. При
глубинном анализе конкретных произведений этих мастеров обнаруживаются
архетипические пласты древней болгарской, а зачастую и греческо-византийской
культуры, которые создают особое поле притяжения, оказывая сильное впечатление
на зрителя. Как и в предыдущих докладах на тему болгарского искусства и
культуры, докладчик видит главную ценность современной живописи Болгарии в
неразрывности ее связей с самой историей и национальными особенностями древней
Болгарии. Особое место в этом ракурсе тут принадлежит старинным болгарским
иконам, а также народному творчеству, сохранившему до наших дней неповторимую
самобытность и сакральную сущность.