Антропонимы в сравнительных конструкциях: как «музыка» помогает категоризировать мир
Валерия Александровна Куликова
Докладчик
преподаватель
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный лингвистический университет
Ключевые слова, аннотация
Категория сравнения, сравнительные конструкции, антропонимы, скрытое сравнение.
Тезисы
Исследование посвящено рассмотрению антропонимов в сравнительных конструкциях и выполнено в русле когнитивной лингвистики. Согласно определению Е. И. Шендельс, антропонимы представляют собой «языковые средства выражения понятийной сферы, связанной с характеристикой и деятельностью человека» [Гулыга, Шендельс 1969, с. 135]. В узком смысле под антропонимами понимают особые номинации человека, т.е. наименования лица или набор имён, который включает все возможные варианты с этим именем. С точки зрения когнитивной лингвистики, антропоним может рассматриваться как особое знание, объединяющее в себе на основе внутренних связей различные контексты, которые служат источниками его содержания. Содержание антропонима включает в себя структуры знания, указывающие на следующие характеристики: внешность, характер, физические и умственные качества, мировоззрение, деятельность, ситуация. Как правило, именно эти параметры служат основой для сравнения при антропонимах, которое может быть выражено в языке как эксплицитно, так и имплицитно. В докладе будут представлены результаты анализа использования уникальных антропонимов из области музыки (Mozart, Bach, Strauss, Beethovenи др.) в сравнительных конструкциях в современных немецких СМИ.