Невротическое начало в русской лирике (на материале отечественной поэзии XIX–XX вв.)
Николай Александрович Карпов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Лирика, бессознательное, исповедальность, невротическое, психоанализ.
Тезисы
В филологической науке по сей день существует
достаточно мощная инерция, в соответствии с которой все сказанное художником
слова воспринимается некритически. Отношение к писательскому слову как к вызывающему безусловное доверие читателя зародилось поначалу в самой
культуре, сформировав ряд ее магистральных мифов, а затем было унаследовано
литературной критикой и собственно литературоведческой традицией. Однако уже
постструктурализм в лице Поля де Мана заявил об «отрицании текстом на уровне
структуры всего того, что он утверждает в качестве своего содержания».
Если взять за основу не риторический, как у
деконструктивистов, а предлагаемый нами ментально-психологический подход к тексту, рассматривающий литературное творчество как область психической деятельности человека, то эту формулу вполне можно
развернуть и в другую сторону: внутреннее психологическое содержание текста, не осознаваемое и не контролируемое автором
(своего рода его бессознательное), может ставить под сомнение все то, что сообщается текстом посредством его
художественной структуры. Более того, в отдельных случаях прочтение текста как манифестации бессознательного может и вовсе разрушать конструируемые
им эстетические значения. Поскольку лирика есть «литературный род, выражающий
мысли, чувства и переживания субъекта», лирический текст зачастую понимается как некая
манифестация исповедальной искренности. Но на деле она способна оказаться мнимой — автор может камуфлировать свои истинные мысли и чувства. Нередки ситуации, когда субъект творчества
находится во власти сильных негативных эмоций, имеющих невротический характер. Материал русской классической поэзии от Лермонтова
и Баратынского до Блока и Цветаевой дает богатую пищу для анализа лирического
стихотворения с обозначенных позиций.