Зрительский контроль над диегезисом голливудского фильма
Николай Владимирович Поселягин
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
«Четвертая стена», диегезис, идеология, соучастие, голливудский кинематограф.
Тезисы
Когда
в 1997 г. Михаэль Ханеке снял «Забавные игры», то одним из самых знаменитых
приемов этого фильма стало весьма нетрадиционное на тот момент использование
известного приема «ломки четвертой стены»: зритель не просто включался внутрь
фильма на правах открытого свидетеля (не говоря уже о традиционной роли скрытого вуайериста), а становился символическим
соучастником — во всех смыслах — происходящего на экране. За прошедшие с тех
пор два десятилетия позиция зрителя-как-соучастника превратилась из авторского
эксперимента в сравнительно распространенный кинематографический ход популярного
(в том числе голливудского) кинематографа. Это достигается как техническими
методами (такими, как трясущаяся камера и заляпанные грязью линзы, имитирующие
движение самого зрителя по местности), так и содержательными — от прямого разговора
персонажа с кинозалом до использования жанра мокьюментари. В докладе предлагается
гипотеза, с какими целями происходит такое настойчивое включение зрителя внутрь
диегетического мира художественного фильма. При этом среди целей могут быть как
вполне традиционные для кинематографа — такие, как еще более непосредственное
донесение основного месседжа фильма до аудитории (пример: вскрытие политических
взглядов главного героя в сериале «Карточный домик»), — так и цели более сложной
природы, связанные с травестированием и разрушением привычных киноприемов и
кинокодов (как в дилогии о Дэдпуле). Однако независимо от целей использование
позиции зрителя-как-соучастника приводит во всех случаях к схожему эффекту:
зритель, включенный как бы внутрь диегезиса, вынужден отказаться от собственной
субъектности, независимой от фильма и существующей до и вне его, и принять те внутренние
идеологические позиции, которые ему отводит сюжет.