Исторические персонажи в «Книге эскизов» и в «Истории жизни и путешествий Христофора Колумба» В. Ирвинга: трансатлантическая история и американский миф
Юлия Михайловна Барабанова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский Академический университет
Санкт-Петербургский Академический университет
Ключевые слова, аннотация
Исторический персонаж, американский миф, воображение.
Тезисы
Творчество Вашмнгтона Ирвинга подвергается переосмыслению
в свете трансатлантических и
исторических связей Старого и Нового Света. Ирвинг — первый «трансатлантический»
писатель, один из творцов «американского мифа», который строится в том числе на включении исторических личностей в литературные основы национального
самосознания. В «Книге эскизов» (1819) возникает сопоставление европейского и
американского прошлого и настоящего (например, в образах шотландского короля
Якова и Филипа из Поканокета). Если «Книгу эскизов» в целом можно трактовать как
возврат к европейским корням США и открытие Америки для европейских читателей,
то «Историю жизни и путешествий Христофора Колумба» (1828) — как переход из европейского
прошлого к новому времени и пространству. Сопоставив литературно-исторические экскурсы
Джеффри Крейона и метаисторическое жизнеописание Колумба, можно выявить некоторые
принципы ирвинговского мифотворчества, в котором парадоксальным образом
переплетаются история, литература и трансатлантические пространственно-временные связи. Исторический
Колумб преодолевает океанские просторы в надежде открыть путь к богатствам
Индии и становится первооткрывателем Нового Света. У Ирвинга он приобретает
особое значение не только как романтический/исторический герой, но и как
центральный образ американского мифа. При этом и вымышленный герой-повествователь «Книги эскизов», и
исторический мореплаватель совершают свои открытия благодаря воображению (в
романтическом смысле этого слова), а символическим связующим звеном между
Старым Светом и Новым предстает океан. Разные повествовательные стратегии и герои (литературные и исторические) вносят новое измерение в литературную историю сотворения американского мифа.