XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Знакомство с русской семьей: аудиовизуальные средства обучения на занятиях по РКИ

Алина Владиславовна Карпова
Докладчик
ассистент
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова
Диана Владимировна Мосова
Докладчик
старший преподаватель
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Ключевые слова, аннотация

РКИ, методика преподавания, аудиовизуальные средства обучения, лингвострановедение, русское коммуникативное поведение.

Тезисы

В статье «Знакомство с русской семьей: аудиовизуальные средства обучения на занятиях по РКИ» представлена методика работы с оригинальными видеоматериалами, разработанная по теме «Семейные ценности». Такие тематические ответвления, как «Обязанности супругов», «Воспитание детей», «Семейный бюджет», «Развод» представляют особую сложность для студента-иностранца, так как являются культурно-окрашенными и требуют дополнительного лингвострановедческого комментария. Использование оригинальных видеоматериалов по соответствующей тематике на занятиях по РКИ способствует: 1) повышению мотивации учащихся при изучении языка; 2) формированию у иностранных обучающихся представления об особенностях русского коммуникативного поведения; 3) снятию трудностей лексического характера: вербальная коммуникация сопровождается невербальными средствами общения, а также предметной наглядностью, что способствует успешной семантизации нового материала; 4) развитию навыков аудирования и говорения. В качестве учебного материала авторы предлагают несколько фильмов отечественного производства («О чем говорят мужчины», 2010; «Пятница», 2016). Данные картины интересны с точки зрения анализа лексических единиц на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами продвинутого уровня, так как диалоги героев изобилуют разговорными конструкциями, применяемыми в современной повседневной речи, пословицами и фразеологизмами, то есть стилистически окрашенными речевыми формулами. Кроме того, увлекательный сюжет, нестандартные ситуации и яркие персонажи позволяют организовать разные дискуссии по 1) проблематике фильма, 2) русскому национальному характеру, 3) типичным чертам русского коммуникативного поведения, 4) историко-культурным особенностям страны.