Фразеологизмы с компонентом цветообозначения в немецкоязычном медиадискурсе
Марина Игоревна Дойникова
Докладчик
доцент
Московский государственный институт международных отношений
Московский государственный институт международных отношений
Ключевые слова, аннотация
Фразеологизмы, фразеологические единицы с компонентом цветообозначения, медиадискурс, медиасреда, окказионализмы.
Тезисы
Интерес к изучению
фразеологических единиц (ФЕ) обусловлен тем, что они являются одним из ярчайших
средств образного отражения мира, базируясь на историческом опыте народа,
вобрав в себя религиозные представления и этические нормы носителей языка
различных исторических периодов. ФЕ с компонентами цветообозначения выполняют в
медиадискурсе политической и экономической направленности, прежде всего,
информативную, уточняющую и манипулятивную функции, которые реализуются
благодаря употреблению метафоры и языковой игры. Особый интерес представляют ФЕ-окказионализмы
с компонентом цветообозначения. Именно медиасреда осуществляет отбор наиболее
удачных ФЕ-окказионализмов и способствует
их закреплению в языке, превращая такие
единицы в устойчивые часто употребляемы ФЕ.
Согласно исследованию
лингвоцветовой идиоматической картины мира немецких фразеологизмов,
проведенного С. Л. Яковлевой и Д. С.
Калашниковой, schwarz (черный) (21%), grün (зеленый) (20%) и blau
(синий/голубой) (19%) лидируют по степени представленности в составе ФЕ
цветообозначения и формируют ядро цветовой картины мира немецкого языка.
Так, цветообозначение
blau (синий/голубой)
- в составе ФЕ обладает как положительной, так и отрицательной коннотацией;
- обладает широким спектром значения — это цвет неопределенности, неясности, недоверия, лжи и разочарования;
- ФЕ с компонентом цветообозначения blau относятся чаще всего к разговорной лексике и придают текстам непринужденный, часто неофициальный характер, усиливают экспрессивную составляющую, могут являться средством иронии;
-
среди ФЕ с компонентом цветообозначения blau преобладают единицы, служащие для описания
человека и характера взаимодействия между людьми.