XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Образ мира в толковом словаре

Людмила Ивановна Богданова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Слово, словарная статья, дефиниция, когнитивная информация, русский язык, образ мира.

Тезисы

Слово — понимается как один из надежных инструментов познания мира человеком. Однако в современных словарях нередко наблюдается рассогласование дефиниции того или иного слова и его реального употребления в речи рядового носителя языка. Главной целью представления слова в словаре, по-видимому, должно стать отражение способа восприятия описываемого предмета обычными людьми, говорящими на данном языке. Анализ словарных статей показал, что в большинстве толковых словарей получили распространение научные дефиниции. Например, традиционное толкование слова ветер ограничивается указанием на то, что это ‘поток воздуха в горизонтальном направлении’. Обогащение словарной статьи такими коннотациями, как ‘быстрота’ (быстрый как ветер), ‘свобода’ (вольный ветер), ‘одиночество, неприкаянность’ (один как ветер в поле) и др., дает алгоритм понимания его различных употреблений в живой речи. Так, коннотация ‘быстрота’, если она указана в словаре, будет стимулом для понимания и даже в ряде случаев для порождения таких сочетаний слов, которые являются для русского языка устойчивыми: быстрый как ветер, прилетел как ветер, с ветерком доехать (очень быстро), как ветром сдуло (быстро исчез). Кроме того, ‘быстрота’ связана ассоциативно с дополнительным смыслом ‘обновление, переменчивость’ (ветер перемен), который, в свою очередь, порождает другую коннотацию — ‘беспринципность’, т. е. способность быстро менять свои взгляды, преследуя личную выгоду (откуда ветер дует, держать нос по ветру), что связано с дополнительными смыслами ‘легкомыслие, безответственность’ (ветер в голове, ветреный, бросать слова на ветер). Таким образом, когнитивная информация для словарной статьи — это не только рассказ о фрагменте мира, но и воссоздание образа мира, «явленного в слове».