А. В. Луначарский о Викторе Гюго, Александре Дюма и об умении «захватить читателя»
Мириам Трюэль
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Виктор Гюго, Александр Дюма, Анатолий Васильевич Луначарский, Увлекательность, Социалистический реализм, Революционный романтизм.
Тезисы
В 1920-е гг. и в начале 1930-х
гг., когда обсуждалось, какой должна быть советская литература, Анатолий
Васильевич Луначарский выступил в защиту некоторых иностранных авторов, в том
числе Виктора Гюго и, в гораздо более осторожной форме, Александра Дюма, и
призвал советских авторов брать с них пример в плане стиля и умения «захватить
читателя» (Луначарский). Способность увлекать и убеждать читателя является
ключевым моментом в его выступлениях в защиту Гюго и революционного романтизма,
ставшего в 1934 г. одним из допустимых стилей в рамках социалистического
реализма. Несмотря на то, что хорошо
изучена полемика, в результате которой утвердился социалистический реализм, а
также критика иностранной литературы и попытки ее заменить отечественной, по-прежнему
требуется изучение или пересмотр причин окончательного «принятия» того или
иного иностранного писателя советской культурой. Так, принято обосновывать включение
Гюго в советский литературный пантеон иностранных писателей на идеологических
основах (идеологической близости), в то время, как возвращение Дюма в советские
издания практически не объясняется научными исследованиями. Вместе с тем, высказывания Луначарского и его
последователей по-новому освещают рецепцию этих писателей в СССР: можно
считать, что, хоть и не без препятствий, была принята во внимание потребность в
увлекательных, а не просто идеологически верных рассказах.