Любовь и семья в системе ценностей персонажа в романе А. И. Солженицына «Красное колесо»
Мария Юрьевна Елисеева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2019-03-23
10:30 -
10:50
Ключевые слова, аннотация
Солженицын, «Красное колесо», персонаж, образ персонажа, любовная иллюзия.
Тезисы
Владимир
Максимов писал о «Красном колесе»: «Любовные сцены — хоть святых
выноси. Создается впечатление, что об этой материи вообще автор — отец троих
детей — наслышан из литературных источников, причем не самого лучшего
пошиба». Однако мы, опираясь на текст романа Солженицына, а также на
исследования А. О. Большева «Морфология любовной истории» и А. В.
Урманова «Художественное мироздание Александра Солженицына», сделали
попытку опровергнуть утверждение критика. Рассмотрены любовные истории 12
персонажей романа-эпопеи А. И. Солженицына. Почти каждый исследуемый нами персонаж,
будь он историческим или вымышленным, любит или является предметом любви, имеет
свои представления о любви и семье, выстраивая свое поведение в соответствии с
ними. Таким образом проявляется индивидуальность персонажа. На примере Ольды
Андозерской и Веры Воротынцевой автором поднята проблема любви женщины к
женатому мужчине, кроме того, на примере отношения Георгия Воротынцева к
Андозерской показана особенность любовной иллюзии (термин А. О. Большева). Кроме
того, история отношений Андозерской и Воротынцева схожа с историей из жизни
А.И. Солженицына. На примере царской семьи и семьи Ободовских показаны разные
стили семейных отношений. История Сани Лаженицына и Ксеньи Томчак - пример
зарождающейся любви. Александра Коллонтай — пример ненавистницы семьи и
идеолога недолговечной любви-игры. История Зины Алтайской и Фёдора Ковынёва —
отношения людей, не способных соединиться в силу характера. Истории любви
Ленина и Ленартовича — пример того, какую роль любовь может играть в жизни
революционера. На примере Свечина показано умирание семьи. Чернега является
примером поверхностного отношения к любви. Наконец, о любовной истории Крымова
в романе нет никаких сведений. Анализ текста дает понять, что изображенные
Солженицыным любовные сюжеты имеют сложный психологический рисунок. Таким
образом, утверждение В. Максимова можно считать неверным.