XLVIII Международная филологическая научная конференция

«Я никогда не слыхала такого зрелища»: зрительные и акустические образы в новеллах Джеймса Тербера

Нина Анатольевна Мороз
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

201
2019-03-22
19:00 - 19:30

Ключевые слова, аннотация

Джеймс Тербер, модернизм, абсурд, бессознательное, мужское и женское, визуальность, притча.

Тезисы

Доклад посвящен творчеству Джеймса Тербера (James Thurber, 1894–1961), современника «канонизированных» американских модернистов, остающегося в их тени. Будут рассмотрены новеллы двух сборников Тербера начала 1940-х гг.: «Басни нашего времени и иллюстрации к знаменитым стихотворениям» (Fables for Our Time and Famous Poems Illustrated, 1940) и «Мой мир — добро пожаловать в него» (My World — And Welcome To It, 1942).
Тербер интересует нас не столько как юморист, наследник Твена и О. Генри, сколько как изощренный психолог, знакомый с теорией психоанализа и модернистскими экспериментами Стайн и Джойса. Зрительные и акустические образы в новеллах рассматриваются в контексте магистральной для Тербера проблемы «войны полов». Мужские персонажи новелл-притч наделены модернистски обостренной восприимчивостью к «шуму и ярости» мира. Особый интерес представляют специфически «мужские» пограничные состояния сознания, подвергающие сомнению «нормальную» визуальность: сон, греза, опьянение, галлюцинация и др. Женщине, напротив, присущи одномерность зрения, невосприимчивость к громким звукам, механистичность восприятия. В то же время исход борьбы между мужским и женским миром определяется случайностью. Тербер преобразует новеллистический пуант в абсурдный психологический казус. Хрупкость и неустойчивость мира, «темный карнавал» — как для жертвы, так и для агрессора, которые легко меняются местами, — определяются абсурдной природой самого языка. Важны отсылки к Л. Кэрроллу, Э. По, Г. Джеймсу, шекспировские аллюзии. 
Дополнительно будут рассмотрены иллюстрации Тербера к новеллам. Это гротескные рисунки, которые, с одной стороны, представляют «профанную» визуализацию сюжета, а с другой — вскрывают его пугающую абсурдность, когда абсурдом становится сама возможность визуализации.