Методология диалектных полевых исследований: прошлое и настоящее
Мария Денисовна Королькова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
3-у
2019-03-21
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Диалектология, полевая лингвистика,
методология.
Тезисы
В течение полутора веков
существования диалектной науки исследователи выработали множество стратегий и
тактик сбора материала. При этом, хоть обучение диалектологии происходит
системно, передача навыков сбора диалектного материала происходит «изустно», от конкретного исследователя к конкретным ученикам. Несмотря
на многолетнюю практику ведения диалектологической работы в настоящее время не
существует четкого описания методологии сбора и систематизации диалектных
данных. Изучается диалектология, но практических методик для работы у студентов
не так и много, и они попадают в «поле» и учатся на своих ошибках. Сама
методология существует, каждый диалектолог учится собирать материалы, собирает
их, и учит этому следующие поколения исследователей. Настоящее исследование
задумано как описание стратегий сбора и систематизации данных для передачи их
более широкой аудитории. Рассмотрены основные цели сбора материала, формы подачи
данных и некоторые стратегии ведения диалога. В настоящем докладе хотелось бы
обратить внимание исследователей на важность квалифицированного сбора региональных
данных на возможном «закате» диалектной работы. В большинстве случаев
собиратель говоров понимает речь информантов, в отличие от полевой работы с
иностранными языками. Но понятность диалектной речи иногда может быть
обманчива, в особенности за счет того, что кажется простой и понятной. Изучение
своего собственного языка осуществляется исследователем не только через призму
научных методик, но и через восприятие собственного наивного опыта. Наиболее
опасны те ошибки в понимании, которые участниками коммуникации как ошибки не
воспринимаются, так как отсутствует возможность их исправить. Методика сбора диалектного материала напрямую зависит от
цели исследования, которая, в свою очередь, формирует конечную форму
представления языковых данных. Таких форм существует много, но наиболее
распространенными в диалектологии являются грамматическое описание, диалектный
словарь, корпус и атлас.