Экзистенциальный дискурс в романе В. Пелевина «iPhuck 10»
Виктория Сергеевна Симкина
Докладчик
аспирант
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
171
2019-03-23
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
В. Пелевин,
абсурд, иллюзия, подлинное бытие, страдание.
Тезисы
Духовные
поиски В. Пелевина восходят к предельному философскому вопрошанию «Что есть
мир?». Абсорбирующий экзистенциальные представления о сущем роман «iPhuck 10», с одной стороны, конструирует
разомкнутый, разъятый мир, отличающийся отсутствием целостной картины
происходящего и условностью, релятивизмом связей. С другой стороны,
представленный в романе мир покоится не на разумных основаниях, но абсурден по
своей сути: преодолено поступательное движение истории, прошлое санкционировано
как база данных, а реальность переведена в сферу знаков — постоянно
переписываемый текст; секс между людьми маргинализирован, а биологическим
инструментом регуляции половой жизни современников оказывается мутация
потомства, запущенная Big
Data
для
увеличения продаж инструментов виртуального совокупления — айфаков и
андрогинов. Решая вопрос о подлинности бытия, Пелевин рассматривает «мир
других» Das Man (М. Хайдеггер) как дискредитировавший себя и ложный.
Общечеловеческим ферментом пелевенских персонажей, вложивших безраздельное
страдание в программный алгоритм для создания объектов искусства, имитирующих
произведения «гипсового века», является жестокость. В противоположность
классическому экзистенциализму, интенциональному критике разума и развенчанию
технократической утопии (К. Ясперс «Современная техника», М. Хайдеггер
«Вопрос о технике», Н. Бердяев «Человек и машина»), Пелевин предлагает
карнавально-игровую, перевернутую версию экзистенциализма, пронизывая
существование искусственного интеллекта подлинными чувствами страдания и
отчаянья и помещая «гипсовый кластер» в пограничную ситуацию стирания и
исчезновения. Именно поэтому открывшуюся перед лицом бездны истину в финале
романа транслирует литературно-полицейский алгоритм Порфирий Петрович: «Жить
ой. Но да».