Старый холостяк и пожилой вдовец: Fata Morgana старческой жизни в «Этюдах» Адальберта Штифтера
Роман Юрьевич Лисицин
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-25
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Адальберт Штифтер, бидермейер, «Этюды»,
«Холостяк», «Авдий», репрезентация старости, «кроткий закон».
Тезисы
Понятие «старость/старина»
является одним из ключевых в эстетике эпохи бидермейера, основными принципами
которой выступают смирение, уход от общественной жизни в семейную идиллию,
обращение к семейным ценностям и идеалам. Именно в этот период формируется и
складывается творчество австрийского писателя Адальберта Штифтера (1805–1868),
разделяющего основания бидермейеровской эстетики, однако одновременно эти
основания и размывающего. Так, обращает на себя внимание большое количество
пожилых одиноких героев у Штифтера, идущее вразрез с культом семейственности в бидермейере. К
числу таких персонажей относятся протагонисты новелл «Авдий» (1842) и «Холостяк» (1844), вошедших в ранний штифтеровский сборник «Этюды». Феномен
старости у А. Штифтера не отождествляется с конечным этапом жизни человека, а
подается как «зрелый» период развития личности и своеобразный венец жизненного
пути, подтверждение чему — пожилые персонажи романа «Бабье лето» (1857) барон фон Ризах и Матильда. В отличие от этих последних протагонисты
«Холостяка» и «Авдия» предстают лишенными гармонии и внутреннего равновесия, а
значит, и подлинного дара старости — во многом из-за фантомной
постромантической привязанности к индивидуалистическим иллюзиям (fata morgana) и фетишам молодого возраста. Задача настоящего доклада — проследить на
двух конкретных текстах, как в способе репрезентации героев отражается значимая для автора оппозиция «молодость —
старость» с сопровождающими ее коннотациями «незрелый — зрелый» и, на основании
сравнения с романом «Бабье лето» и поздней редакции повести «Портфель моего
прадеда» (1864), сделать выводы об эволюции образа пожилого персонажа в
творчестве Штифтера.