Дискурсивный анализ и корпусные методы: новые исследовательские возможности
Валерия Евгеньевна Чернявская
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
132
2019-03-21
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Дискурсивный анализ, количественные методы исследования языка,
речевая структура, контекстуализация, миссия университета.
Тезисы
В современной лингвистике коммуникативно-речевая
деятельность изучается в связи с ее социальным контекстом, как дискурсивная
практика. Контекст и контекстуализация становятся ключевыми понятиями.
Контекст следует рассматривать как ресурс для анализа конкретной
социокультурной ситуации. Работа с контекстом предполагает ограничение в
анализе внешних факторов, способных влиять на понимание, и выявление
релевантных факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование тем,
на специфику социальных ролей участников коммуникации. Это по-новому фокусирует
вопрос о роли языковых средств, оформляющих когерентное целое. Выбор контекста
зависит во многом от методологического подхода и исследовательского
инструментария. Обсуждаются методологические преимущества количественного
анализа применительно к дискурсивному анализу. В работе с контекстами основополагающее значение имеет
репрезентативность отобранных для анализа фрагментов и их типичность для
характеристики социокультурной практики в целом. Одним из инструментов,
обеспечивающих доказательность в изучении контекста, является метод количественного
анализа текста, а именно, составление списка ключевых слов на основе анализа
частотного списка. Способность слова быть ключевым выявляется через
статистически значимую частотность в однородном корпусе/выборке. Опора на
частотные знаменательные слова позволяет статистически достоверно определить
основные содержательно-тематические элементы текста или корпуса.