Альтернативное культурное пространство в современной русской литературе
Наталья Александровна Полякова
Докладчик
доцент
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А.Вагнера
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А.Вагнера
171
2019-03-23
13:50 -
14:10
Ключевые слова, аннотация
Культурное пространство, альтернативное культурное пространство, культурные локусы, демифологизация, деконструкция.
Тезисы
В русской
прозе конца ХХ — начала ХХI вв. особую
актуальность приобрела проблема образного преломления социально-культурных
особенностей советского культурного пространства. «Советское культурное
пространство — территориально ограниченная пределами СССР и временными рамками
с 1917 до начала 90-х гг. XX в. социокультурная область, в качестве основной
ценности и цели которой выступала идея «строительства коммунизма», служившая
главным ориентиром всей жизнедеятельности советского общества. Определяющей
чертой советского культурного пространства выступала предельная идеологизация и
утопизация» [Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое
пространство М.: Новое литературное
обозрение, 2001. — 576 с. C. 17].
Советское культурное пространство при внешней упорядоченности и однородности, представляет собой пространство противоречивое и дисгармоничное, поскольку наряду с доминирующей официальной идеологизированной культурой в нем существует и альтернативная система ценностей. Она представлена, с одной стороны, произведениями «высокой культуры», зачастую не имеющими ничего общего с официально «разрешенными», а с другой — явлениями прямо противопоставленными советскому «официозу».
Духовная культура советского периода — это и «официально» признанная культура, и культура оппозиции — диссидентства. С этой точки зрения интересной может оказаться альтернативная советской культурной модели художественная картина с ее устойчивым кругом образов и мотивов, формирующих иной образ культурного пространства. В связи с недостаточной разработанностью понятийного аппарата в аспекте исследуемой проблемы в данной статье вводится понятие «альтернативное культурное пространство».
Формы выражения альтернативного культурного пространства в современной русской прозе разнообразны. Выразителем альтернативной культуры часто выступает образ главного героя-интеллигента, специфически ограниченного пределами собственных творческих или философских поисков и переживаний. Советский дискурс подчас представлен в форме имперской утопии, что также вскрывает его несостоятельность. Альтернативная модель может представлять собой ограниченное пространство, характеризующееся подчеркнутой аполитичностью, сосредоточенностью на обыденном, сугубо бытовом. Тема кризиса советской культуры связана в современной русской литературе с темой поиска ее альтернативных форм: культурой андеграунда, «писательской кухни», «антикультурой» авангарда, «элитарной» культурой, разнообразных видов субкультуры (включая народное творчество советского периода), а также с темой литературного творчества.Альтернативное культурное пространство в творчестве известных представителей современной русской прозы А. Битова, В. Аксенова, С. Довлатова функционирует в виде деконструкции идеологем и мифологем.
Советское культурное пространство при внешней упорядоченности и однородности, представляет собой пространство противоречивое и дисгармоничное, поскольку наряду с доминирующей официальной идеологизированной культурой в нем существует и альтернативная система ценностей. Она представлена, с одной стороны, произведениями «высокой культуры», зачастую не имеющими ничего общего с официально «разрешенными», а с другой — явлениями прямо противопоставленными советскому «официозу».
Духовная культура советского периода — это и «официально» признанная культура, и культура оппозиции — диссидентства. С этой точки зрения интересной может оказаться альтернативная советской культурной модели художественная картина с ее устойчивым кругом образов и мотивов, формирующих иной образ культурного пространства. В связи с недостаточной разработанностью понятийного аппарата в аспекте исследуемой проблемы в данной статье вводится понятие «альтернативное культурное пространство».
Формы выражения альтернативного культурного пространства в современной русской прозе разнообразны. Выразителем альтернативной культуры часто выступает образ главного героя-интеллигента, специфически ограниченного пределами собственных творческих или философских поисков и переживаний. Советский дискурс подчас представлен в форме имперской утопии, что также вскрывает его несостоятельность. Альтернативная модель может представлять собой ограниченное пространство, характеризующееся подчеркнутой аполитичностью, сосредоточенностью на обыденном, сугубо бытовом. Тема кризиса советской культуры связана в современной русской литературе с темой поиска ее альтернативных форм: культурой андеграунда, «писательской кухни», «антикультурой» авангарда, «элитарной» культурой, разнообразных видов субкультуры (включая народное творчество советского периода), а также с темой литературного творчества.Альтернативное культурное пространство в творчестве известных представителей современной русской прозы А. Битова, В. Аксенова, С. Довлатова функционирует в виде деконструкции идеологем и мифологем.