Парадигма Фауста в романах «Шагреневая кожа» Бальзака и «Ночные бдения» Бонавентуры
Екатерина Эдуардовна Овчарова
Докладчик
независимый исследователь
201
2019-03-25
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Бальзак, «Шагреневая кожа», Бонавентура, «Ночные бдения», романтизм, Фауст.
Тезисы
Известно, что взгляд на
Бальзака как на реалиста, стремящегося вскрыть пороки современного ему
общества, прилежно и последовательно описывающего все стороны современной ему
жизни, является весьма односторонним. Без определенного понимания сложных
связей его текстов внутреннюю логику бальзаковских повествований понять
невозможно. Роман «Шагреневая кожа» (1831) создан в русле романтической традиции,
идущей из ее родины — Германии. В связи с этим, рассматривая роман
Бальзака как подаваемое с философской иронией повествование о неразрешимой драме
человеческого существования и представленной в почти средневековой парадигме дилемме
между добром и злом можно вспомнить о другом романе, который, в отличие от романа
Бальзака, пришелся совершенно не ко времени и обрел признание только у
интеллектуалов XX
в. Это произведение не обрело не только популярности у читателей, но даже не
вызвало желания у собственного автора публично признать авторство, так что оно и
осталось до конца не атрибутированным. Это «Ночные бдения» (1805), автором
которого был заявлен так до сих пор никому и не ведомый Бонавентура, а был на
самом деле, скорее всего, философ Шеллинг,
хотя исследователями рассматривались и убедительно
обосновывались и другие кандидатуры. Надо также отметить, что оба романа
содержат выпады в сторону технического прогресса, в который романтики не
слишком верили. Тот и другой роман пронизаны аллюзиями на
историю Фауста — или на историю человека, страсти которого так велики, что
для их удовлетворения обычных средств недостаточно, и он обращается за помощью
к дьяволу. В сравниваемых романах задействованы разные ипостаси этого вечного
образа, и герой Бонавентуры скорее является зрителем дьявольских козней, а не
участником какой-либо сделки с врагом рода человеческого. Романы, прежде всего,
роднит история трагической невозможности самореализации поэтического дарования,
обладатель которого не располагает достаточными средствами к существованию,
романтического героя, подвергающего беспощадному анализу все стороны
человеческого существования, в результате которого общее несовершенство
повергает героя в бездну отчаяния и подводит к роковой черте. Проводимая героем
критическая ревизия окружающего мира неизбежно приводит к тому, что роман
обращается в энциклопедию. И в отличие от авторов народных книг о Фаусте, не
располагавшими достаточными возможностями адекватно представить то знание, за
которое Фауст продавал душу, Бальзак и Бонавентура сами были ходячими
энциклопедиями современной им жизни, а также были необычайно сведущи в
достижениях науки своего времени, так что их романы представляют собой
удивительные панорамы европейской цивилизации первой половины XIX в., без которых наше знание этой
эпохи было бы существенно неполным.