Ужас войны и «культура культа» в советской литературе начала 1940-х гг.
Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
188
2019-03-25
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Советская литература 1941–1942 гг., культ, ужас.
Тезисы
В СССР, как известно, отсутствовал
жанр литературы и кинематографа ужасов — если под жанром понимать не единичные
произведения, а, выражаясь метафорически, полноценную эстетическую «фабрику». Публичные
порицания «эстетики хоррора» не означали, что советские
писатели вообще не интересовались тем, чтобы каким-либо образом попробовать
себя в роли «инженеров страха», но продвинуть
на рынок советского искусства нечто напоминающее нарративы Г. Лавкрафта,
С. Кинга или Р. А. Блоха в СССР им было бы чрезвычайно
сложно.
В более или менее откровенной форме
страх, насилие и жестокость, если и получали право на присутствие в советском искусстве, то преимущественно в нарративах о
войне — Гражданской или Великой отечественной. Соответствующая
«образность» в более или менее развернутом виде временами пробивалась и в
других жанрах. Статус «анклава», допускающего лимитированные обращения хоррору,
сохранял, например, исторический жанр («Петр Первый» А. Н. Толстого, «Иван
Грозный» В. И. Костылева и др.). Правда, количественно — по именованиям и
тиражам — с военными нарративами другие жанры состязаться не могли. Но даже в случае
с военными нарративами в разное время с различной степенью настойчивости и
откровенности советская критика упорно поправляла тех, кто превышал формально
никак и никем не устанавливаемые лимиты «ужасного». На этом фоне нельзя не выделить
тот ни с чем на сравнимый по масштабу всплеск интереса к данной топике, который
пришелся на 1941–1945 гг. Чрезвычайные условия, с одной стороны, позволили,
с другой — заставили литераторов обращаться к ней постоянно. В то же время апелляции
к «хоррору» не оставались для советских писателей самоцелью: верная своим принципам, советская
литература продолжала служить определенной идеологической программе.
В предлагаемом докладе меня будет интересовать как сама
поэтика «ужасного», представленная в военных нарративах начала 1940-х гг.,
так и системы этических ценностей, которые
либо открыто пропагандировались с ее помощью, либо имплицитно ею выражались. Вместе
с тем я попытаюсь показать, что этика и «аксиология» литературы военного
времени может быть описана в терминах «борьбы культов», среди которых культ
вождя — не единственный.