Особенности речевых портретов персонажей в произведениях Р. Даля для детей
Наталья Викторовна Денисова
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
Алена Игоревна Герус
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-А
2019-03-20
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Идиолект, речевой портрет, окказионализмы, речь литературного персонажа,
литература для детей.
Тезисы
На протяжении
уже нескольких веков в литературной традиции речь персонажа используется как
один из основополагающих аспектов создания его художественного образа. С
лингвистической точки зрения интерес представляют языковые средства,
позволяющие имитировать живую речь и вместе с тем отражающие индивидуальные
особенности, которые складываются в идиолект литературного персонажа.
Как автор
художественных произведений, предназначенных для преимущественно детской
аудитории, Р. Даль стремится к созданию ярких, запоминающихся персонажей и
активно привлекает различные средства и способы для создания уникальных речевых
портретов своих героев, при этом учитывая специфику восприятия целевой аудитории. Идиолекты
персонажей Р. Даль создает посредством комбинирования различных языковых
явлений на трех уровнях: лексическом, грамматическом и фонетическом. Сочетания
определенных лингвистических особенностей могут реализовать релевантные для
понимания персонажа в контексте произведения функции: от указания на уровень
владения языком (происхождение, уровень грамотности) до отражения специфики
мировосприятия и отношения к происходящему. Спектр используемых автором языковых
средств выражения индивидуальных особенностей персонажа в определенной степени
зависит и от его личностных характеристик, положительной или отрицательной роли
в художественном произведении.