Чего в СССР больше: «большевистского ада» или «души»? Травелоги П. Вайана-Кутюрье, А. Фабр Люса и Л. Дюртена
Татьяна Соломоновна Тайманова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Елизавета Александровна Легенькова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
241
2019-03-22
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
СССР, Франция, травелог, писатели, интеллигенция, большевизм.
Тезисы
В докладе проводится сравнительный
анализ трех травелогов периода бума паломничества иностранцев в СССР в конце
1920-х гг. Известные французские писатели разных политических взглядов — Поль
Вайан-Кутюрье «Красная Москва. Правда о «большевистском» аде. То, чего А.
Барбюс не увидел в России и не сказал в „Дневнике“», 1926; Альфред Фабр Люс
«Россия 1927», 1927; Люк Дюртен «Другая Европа. Москва и ее вера», 1928 —
обращаются к своей целевой аудитории и оценивают одни и те же явления
(повседневная жизнь разных слоев населения и положение рабочих, крестьян и
интеллигенции; общественно-политическая, культурная и религиозная жизнь;
состояние образования, жизнь советских республик и их народов) с диаметрально
противоположных точек зрения. Коммунист П. Вайан-Кутюрье пишет в
пробольшевистском ключе, правый журналист А. Фабр Люс явно предвзято относится
к «достижениям» большевиков, умеренный Л. Дюртен при всей симпатии к советскому
эксперименту не может не видеть вопиющих отрицательных фактов, бросающихся в
глаза всякому серьезно настроенному очевидцу. Каждый из травелогов
свидетельствует о неоднозначном восприятии советской России во Франции разными
социальными кругами: от восторженного в рабочей и коммунистической среде до
дискуссионного у французской право-центристской интеллигенции. Каждый из них
по-своему трактует западный большевистский миф. Если П. Вайан-Куиюрье стремится
опровергнуть насаждаемые во Франции негативные представления об СССР, то А.
Фабр Люс, несмотря на заявленный им объективный подход, делает акцент на
негативных на негативных
сторонах жизни страны и ее народа, а Л. Дюртен искренне стремится разобраться
во всех «за» и «против». Анализируемые произведения ранее
не рассматривались в сопоставлении ни в российской, ни в зарубежной
филологической науке.Являясь важными свидетельствами, они представляю особый
интерес с исторической и литературоведческой точек зрения, но не находит достаточных оправданий, чтобы
солидаризироваться с коммунистической идеей и ее десятилетним воплощением
большевиками.