Варианты дневникового повествования в русской литературе первой половины ХХ в.
Марина Альбертовна Хатямова
Докладчик
профессор
Томский государственный университет
Томский государственный университет
188
2019-03-25
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Повествовательные стратегии, дневник в литературе, проза метрополии и диаспоры первой половины ХХ в.
Тезисы
Дневник как повествовательная стратегия пластичен и используется авторами в фикциальных текстах с разной целью и в
зависимости от собственных эстетических ориентиров: от установки на
достоверность и психологизм внутреннего мира личности — до игры с
достоверностью и спонтанно-записанным словом в интересах мифа о реальности. Автодиалогичность
дневникового повествования оказалась особенно востребованной в период ломки онтологических,
исторических и культурных парадигм. В период исторических потрясений наступает расцвет
автодокументальных форм, двойственных по своей эстетической природе,
осмысливающих пережитое на границе жизни и искусства, литературы и быта.
В конце 1910 — начале 1920-х гг. неомифологические
романы-дневники Л. Андреева и Е. Замятина дают варианты жанровых модификаций
романов-дневников. Дневниковое я-повествование отвечает в них общей установке
модернистской прозы на самообнажение реальности авторского сознания с помощью
дневника героя.
В русской зарубежной литературе первой
волны актуализация дневникового повествования обусловлена рефлексивностью эмигрантского
сознания и исповедальностью литературы. В прозе старшего поколения неопубликованный
дневник автора становится основой фикциального сюжета («Солнце мертвых», «Жизнь
Арсеньева», «Поезд на третьем пути» и др.). В небольшом рассказе М. Осоргина
«Дневник отца» («Вещи человека», 1929) сохранившаяся реликвия разрастается до символа
утраченной родины, становится поводом для осмысления любви (цитаты из дневника вписываются
в культурный контекст: русский человек на ранде-ву, онегинский сюжет) и
запускает процесс саморефлексии героя. Находясь на неаккупированной территории во
время Второй мировой войны, Осоргин передает в США беженские дневники — «Письма
из Франции» и «Письма о незначительном», которые выйдут посмертно отдельной
книгой «В тихом местечке Франции». Они содержат элементы дневникового,
эпистолярного и традицию «философического» письма и читаются «как дневник
эпохи».
В литературе младоэмигрантов выделяются две
тенденции в отношении к дневниковому повествованию. Набоков развивает литературоцентричную
линию модернистского романа-дневника. В «Приглашении на казнь» дневник
Цинцинната удостоверяет наличие истинной реальности — творческой, в
«Соглядатае», напротив, пошлый человек надеется остаться в истории благодаря
дневнику. В творчестве писателей Парижской ноты, разделившей с Г. Адамовичем и
Г. Ивановым концепцию литературы «человеческого документа», наррация приближается
к дневниковой структуре, призванной изобразить трагедию каждодневного
существования человека в чужой стране (Е. Бакунина «Тело», Н. Берберова «Повелительница»,
М. Агеев «Роман с кокаином» и др.).