Жанровое своеобразие повести Уильяма Уилки Коллинза «Безумный Монктон»
Маргарита Эдуардовна Борисова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён исследованию жанрового
своеобразия повести У. Коллинза «Безумный Монктон» («Mad Monkton») и
истоков этого своеобразия. Целью исследования было выделить черты определенных жанров
в повести, прокомментировать использование этих черт автором и их роль в
тексте. После краткого обзора жанровой и
эстетической системы, современной автору, соответствующие теоретические положения в докладе применяются к повести; комментируется эффект, который достигается при использовании
тех или иных жанровых элементов.
Тезисы
Повесть У. Коллинза «Безумный Монктон» («Mad Monkton», 1855) — произведение
редко обсуждаемое и малоизвестное, однако крайне интересное с жанровой точки
зрения. Повесть сочетает в себе элементы поэтики сенсационной и готической
литературы. Известно, что в творчестве Коллинза отражены оба этих типа
литературы; некоторые исследователи называют его родоначальником сенсационного
романа.
Поскольку сенсационная литература возникла под сильным влиянием готической, в них обнаруживается схожесть. Тем не менее есть и множество принципиальных различий; это касается как набора топосов и художественных приёмов, так и типа мистического, на котором завязано действие. Так, готической литературе присуще мистическое обоснование сюжетных поворотов, тогда как сенсационная литература чаще всего требует рационального объяснения любым загадкам.
В «Безумном Монктоне» нетрудно обнаружить присущие и готическому, и сенсационному произведению черты: готические топосы здесь так же очевидны, как и их сенсационная интерпретация. Немаловажно также влияние готической и сенсационной литературы на сюжет и его обоснование: при внимательном анализе обнаруживается, что Коллинз не дает окончательного разъяснения загадок повести: ни одно из них, ни мистическое, ни рациональное, не получает однозначного подтверждения. Это противостояние доводов рассудка и веры в потустороннее отражено и в системе персонажей: заглавный герой и рассказчик оказываются носителями разных взглядов на вещи. Монктон настаивает на мистическом объяснении событий, тогда как рассказчик склонен к рациональным обоснованиям. Заметно, что такой подход явно выбран автором намеренно: он балансирует между сенсацией и готикой, что и придает «Безумному Монктону» неординарность и привлекательность для читателя.
Поскольку сенсационная литература возникла под сильным влиянием готической, в них обнаруживается схожесть. Тем не менее есть и множество принципиальных различий; это касается как набора топосов и художественных приёмов, так и типа мистического, на котором завязано действие. Так, готической литературе присуще мистическое обоснование сюжетных поворотов, тогда как сенсационная литература чаще всего требует рационального объяснения любым загадкам.
В «Безумном Монктоне» нетрудно обнаружить присущие и готическому, и сенсационному произведению черты: готические топосы здесь так же очевидны, как и их сенсационная интерпретация. Немаловажно также влияние готической и сенсационной литературы на сюжет и его обоснование: при внимательном анализе обнаруживается, что Коллинз не дает окончательного разъяснения загадок повести: ни одно из них, ни мистическое, ни рациональное, не получает однозначного подтверждения. Это противостояние доводов рассудка и веры в потустороннее отражено и в системе персонажей: заглавный герой и рассказчик оказываются носителями разных взглядов на вещи. Монктон настаивает на мистическом объяснении событий, тогда как рассказчик склонен к рациональным обоснованиям. Заметно, что такой подход явно выбран автором намеренно: он балансирует между сенсацией и готикой, что и придает «Безумному Монктону» неординарность и привлекательность для читателя.