Меонистический код интерпретации стихотворения З. Гиппиус «Не знаю»
Диана Александровна Чичурина
Докладчик
студент 3 курса
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
ауд. 188
2018-04-19
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе доказывается, что философия
меонизма Н. М. Минского, с которой была знакома З. Н. Гиппиус, позволяет
объяснить ряд образов и фрагментов стихотворения «Не знаю». Интерпретируются
ключевые образы и мотивы текста, проясняется конфликт, дается толкование,
снимающее видимые противоречия и двойственность смысла произведения.
Тезисы
Интерпретация
литературного явления обусловлена коммуникативной, социокультурной ситуацией, в
которой происходит рецепция текста. Восприятие стихотворения З. Гиппиус «Не
знаю» в 1901 г. во многом определялось известной тогда теорией меонизма
Н. Минского. Именно она является интерпретационным кодом текста. Основные положения теории: устремленность к Абсолюту, абсолютной истине
как смысл человеческого бытия и путь избавления от страданий; существование
«меонов» — проявлений неопределенности, беспредельности, нетождественности
самому себе, непостижимости (в противовес оформленности, предельности и
постижимости мира явного). Эта идея Минского, с которой была знакома
З. Гиппиус,позволяет объяснить ряд образов и фрагментов ее стихотворения. «Не знаю» можно назвать своего рода художественным воплощением рефлексии
поэтессы. Уже название стихотворения
содержит семантику «неизвестного», «туманного» — ключевых понятий меонизма. Мотив неопределенности, зыбкости становится главным в тексте. Образ чудовища можно
интерпретировать двояко: и как саму тягу, влечение к неизвестному, непостижимому и трансцендентному, и как само неизвестное, и как одиночество. Это чувство манит и пугает одновременно, отсюда оксюморон ласковое чудовище. Синтаксически
четвертая и пятая строки построены так, что поддерживают двойственность смысла. Тире перед словом неизвестное позволяет прочитать строки так: неизвестное
как субстантивированное прилагательное, другое обозначение образа чудовища; «неизвестное» как характеристика мыслей чудовища (думает что-то неизвестное). Местоимения что-то, куда-то поддерживают семантику неизвестного. Лирическая
героиня испытывает целый комплекс чувств, свидетельствующих о внутреннем
конфликте. Чувство безграничного одиночества, разрастающегося и давящего
одновременно, проявляется уже в первом абзаце: Мое одиночество — бездонное, безгранное; но такое душное; такое тесное. Героиня оказывается перед выбором: отречься от земной/мирской жизни и выбрать радость и мучение крестное, которые
сопутствуют жизни человека, вопрошающего Абсолют, или прожить жизнь земную с
земными переживаниями. И если субъект Минского определился со своей судьбой, то
лирическая героиня Гиппиус не смеет отречься от чувств, от мирского. Надежда, о
которой говорит лирический субъект (еще надеждою душа моя окована) — это
одновременно и надежда на возможность отречения, и надежда на любовь, взаимность чувств. В этом
выборе проявляется образ «плененной души», сквозной в ранней лирике поэтессы. Лирическая
героиня пленена/окована и властью неизвестного, и принадлежностью земному. Одновременно она
пребывает и в плену самого внутреннего
конфликта. Таким образом, философия меонизма является интерпретационным ключом, позволяющим понять текст Гиппиус.