Концепция культуры потребления в прозе В. Пелевина: функция знака
Виктория Сергеевна Симкина
Докладчик
аспирант
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
213
2018-03-24
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Семиотизация действительности; масс-медиа; знаки
счастья; знаки престижа; знаки культуры
Тезисы
В оптику российского прозаика Виктора Пелевина
потребительский модус поведения и опосредованный знаками купли-продажи сегмент
человеческой жизни попадают на рубеже XX-XXI вв. В романах «Generation “П”»,
«Числа», «Empire “V”», «Бэтман Аполло», «iPhuck 10» писатель репрезентирует
паттерны потребительских практик, центрированных на приобретении символически
нагруженных образов-знаков, а не вещей. По мысли Пелевина, в условиях тотальной
семиотизации действительности репрессивные рыночные механизмы направлены на
тиражирование знаков счастья, релевантных потребительской «ментальности чуда»
(Ж. Бодрияйр), что позволяет герою романа «Generation “П”», оформляющему
актуальные социальные коды в качестве «криэйтора» действительности, рассуждать
о «принуждении к счастью».
Другими конститутивными знаками потребления, согласно
Пелевину, являются знаки престижа, индуцирующие модели демонстративного
расточительства. Философские выкладки писателя о концепции позиционирования
личности посредством брендов преломляются в социолингвистический анализ
реальности, в соответствии с которым Пелевин рассматривает современные
имиджевые стратегии в качестве дискурсивных практик, требующих расшифровки и
декодирования.