Авторский «диктат»: список действующих лиц, экспозиция, мизансцены и ремарки в пьесах Ионеско
Анастасия Викторовна Усачева
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт славяноведения РАН
Институт славяноведения РАН
201
2018-03-27
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Ионеско; театр абсурда; драматургия; автор; абсурд в литературе
Тезисы
Прочитав третий акт своей пьесы
«Носорог» в 1958 г., Э. Ионеско (Ionesco) сказал присутствующим: «Пьеса написана для
того, чтобы быть поставленной на сцене, а не для чтения. Будь моя воля, я бы не
пришел». Автор воспринимал печатный вариант своих произведений
как способ общения с режиссером, публика же должна была видеть только происходящее
на сцене. Тот же подход выбирали практически все исследователи творчества
Ионеско, рассматривая либо философскую (и – в советское время – идеологическую)
составляющую его драматургии, либо потенциальное и реальное сценическое
воплощение. При этом практически не предпринималось попыток анализировать пьесы
как литературные тексты, хотя это направление дает дополнительное поле для
интерпретаций, поскольку можно включать в контекст то, что ускользает от
зрителя: ремарки, список действующих лиц, авторское описание сцен и экспозицию. Именно перечисленные элементы, на наш взгляд, отвечают за появление в пьесах «третьего смысла». В данном докладе хотелось
бы наметить некоторые отправные точки для возможного дальнейшего исследования, ведь анализ этой части текста дает один из ключей к пониманию отношения Ионеско к абсурдной реальности и принципам ее воссоздания в драматургических произведениях его авторства.