Возможна ли водевилизация военной истории: популярные кинонарративы об Отечественной войне 1812 года в советском жанровом кино
Светлана Николаевна Еланская
Докладчик
доцент
Тверской государственный университет
Тверской государственный университет
2-у
2018-03-23
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
жанр; водевилизация; способы репрезентации; 1812 год; Рязанов
Тезисы
Отечественная война 1812 года находила разнообразные способы
репрезентации в памяти культуры. Наряду с монументальным воплощением войны на экране,
советская кинематографическая рефлексия по поводу «грозы 12-года» выражалась в
формах развлекательных жанров. Появление каждой историко-приключенческой
картины имело свои особенности.
Цензура, поддерживая императив сакрализации прошлого, стремилась
ограничить тенденцию «водевилизации истории», что коррелирует с мыслью Лукача о
податливости исторического художественного нарратива как жанра для
идеологических манипуляций. «Гусарская баллада» Э. Рязанова явилась, по оценке киноведов, индикатором частичной
деидеологизации кинематографа. Водевиль
был погружён в военный быт, что превратило его в героическую комедию, в которую
вплелась и интрига с авторством пьесы «Давным-давно».
В ситуации насильственного
свёртывания общественной жизни государственными институтами возникала
потребность личности в экзотических мирах «массовой» культуры, что
способствовало появлению в начале
1980-х гг. ряда «костюмных» кинолент. В их числе – героико-авантюрная
«Эскадрон гусар летучих», украшением которой и одновременно популярным
средством конструирования героического времени стали гусарские песни и романсы.
Иную роль призвана была сыграть снятая в том
же 1980-м г. трагикомедия «О бедном гусаре замолвите слово». Рязановские
гусарские картины, помимо непременной музыкально-поэтической составляющей, роднит
возвышенное ностальгическое отношение к славному военному прошлому. Направленность ленты читалась ясно, вызывая
прямые ассоциации с современностью.
Преломлённая и решённая в жанровом ключе, репрезентация
Отечественной войны 1812 года в советском кино явилась инструментом снятой
критики власти и скрытого ей сопротивления, выражая поиски способов описания
современности, и в этом отношении сами кинокартины стали документами эпохи.