Современное состояние исследований санскритского эпоса
Ярослав Владимирович Васильков
Докладчик
главный научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН
214
2018-03-22
10:30 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Санскритский эпос, "Махабхарата", теория Пэрри-Лорда, сравнительное эпосоведение
Тезисы
В конце XIX
- начале XX века обсуждение проблем «Махабхараты» (Мбх) свелось к
дискуссии между «аналитиками» и «синтетиками» (или «унитариями»). Одни пытались
выделить в Мбх древнейшее «ядро» и последующие разновременные «слои» текста.
Другие утверждали, что огромная поэма представляет собой литературный свод
древних сказаний, или сочинение поэта-книжника.
Каждая из двух школ основывала свои построения на
реальных особенностях текста. Для
«аналитиков» отправной точкой было наличие в содержании Мбх отражений разных
эпох. «Синтетики» исходили из единства языка и стиля Мбх, слитности в ней
«эпики» и «дидактики». Противоречие между школами не могло быть разрешено в
рамках привычной для европейских филологов критики книжных текстов.
Возможность консенсуса открылась в 1960-70-х гг.,
когда к изучению Мбх была применена теория устного эпоса М. Пэрри
и А. Лорда. Все специалисты в то время были согласны в том, что в Мбх налицо
элементы устно-поэтического стиля, и что ее следует признать книжным эпосом устного происхождения.
Но большинством европейских индологов теория Пэрри-Лорда
была воспринята поверхностно. Методы книжной критики текста, усвоенные в
университетах, постепенно восстанавливали позиции. В конце XX века в
исследованиях Мбх снова расцвел «аналитизм», а в XXI веке последовала реакция:
возродился «синтетизм/унитаризм». Исследования Мбх вновь оказались в тупике
бесплодного противостояния.
Выход состоит он в том, чтобы ввести в дискуссию о Мбх
сведения об «устно-формульной» теории в ее истинном современном состоянии, и
конкретизировать смысл понятия «книжный эпос устного происхождения». Возможны
разные варианты перехода от устной традиции к книжному эпосу. Нам необходимо определить, к какому именно виду творчества относится труд создателей дошедшего до нас письменного текста Мбх.