Из наблюдений над лексикой и синтаксисом "Временника" Ивана Тимофеева
Федор Никитич Двинятин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Жамила Рузмаматовна Двинятина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2018-03-23
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Иван Тимофеев (Семенов), "Временник", структура текста, история русского литературного языка, лексика, синтаксис, поэтика
Тезисы
Русские сочинения Смутного времени (современные событиям и
написанные по итогам эпохи) – практически последний и очень сильный всплеск
московской поэтики и книжной традиции накануне последующих влияний и новаций.
Дальнейшее научное исследование «Временника» Ивана Тимофеева (Семенова), как и «Сказания»
Авраамия Палицына, «Летописной книги», сочинений Ивана Хворостинина и др.,
более широкое и последовательное включение их материалов в курсы истории
русской литературы, русского литературного языка, спецкурсы по истории
поэтического стиля необходимы для заполнения ощутимой (полу-)лакуны в
представлениях о языковой и литературной эволюции. Сложный язык «Временника»
принадлежит к явлениям малоисследованным (Труд О.А.Державиной по смысловой
расшифровке и переводу памятника неоценим). У Тимофеева есть ряд
диагностических слов, не исключительных, но характерных (сингклитъ, силентiяры, срабный, порекло и
др.), он любит композиты, в том числе окказиональные (лесопроходный,
землеплодный, градограбители, младоюнный и др.), этимологизацию имен
(тезоименитъ благодати, двоематеренъ), абстрактные номинации. Синтаксис его –
не всегда, но часто – подразумевает длинные, сложные фразы, с прихотливым порядком
слов, с нарушением принципа проективности, с неочевидным выражением
кореферентности (А яже во мнѣ градограбители и убiйца паче, тогда мнимыя си
корысти вземшiя, въ самый царствiя градъ, яко главню нѣкую, искръ полну, вѣтромъ
раздомшую, отъ кровей омрачившеся, съ собою внутрь неразсудне внесоша – не убо
же сими на продолжена лѣта обогатишася тогда, ниже въ притяженiя вся всѣмъ
избыша и во излишество, но яко саморазжено углiе огненно во град къ запаленiю
вознесше въ невѣденiи, сами яко подгнету симъ царску граду всему сотвориша).
При этом традиционные средства древнерусской поэтики – параллелизм, повторы,
стечения синонимов, figura etymologica – хоть и дозированно, используются им, как и его
предшественниками, и в том числе для большей связности сложного и
многопланового текста.