Никколо Амманити и постмодернистский роман воспитания
Екатерина Владимировна Смагина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2018-03-21
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Амманити; авангард; постмодернизм; современная литература; итальянская литература.
Тезисы
На
рубеже ХХ-XXI
веков
в творчестве многих итальянских писателей усиливается тенденция к шоковой
терапии, разрушению привычных литературных норм читательского восприятия,
сформированных многолетней культурной традицией. Один из самых известных
представителей этого направления - Никколо Амманити (р. 1966), дебютировавший в
сборнике 1996 г. «Молодые каннибалы: первая антология экстремального хоррора».
В раннем творчестве Амманити соединились идейно-лингвистические эксперименты
П.В. Тонделли и влияние американских культовых фильмов, а также произведений С.
Кинга, Ч. Буковски и других. Сборник рассказов Амманити «Грязь» (1996) – это
яркий образец своеобразного литературного заппинга между хоррором, саспенсом,
абсурдом и комедией, где подробное описание обыденной жизни сливается с самой
безудержной фантазией, а обилие жестоких и кровавых эпизодов неизменно сопровождается
характерной для творческой манеры Амманити иронией. Однако в последующее
десятилетие в творчестве писателя наблюдается несомненная эволюция: в романах «Я
не боюсь», «Я унесу тебя с собой», «Как велит Бог» он продолжает рисовать
картину враждебного, абсурдного, непостижимого мира и искаженных человеческих
ценностей, но делает это уже с позиции ребенка или подростка, которые вступают
во взрослую жизнь и отчаянно стремятся найти точки опоры, ориентиры в
окружающем их хаосе. При этом Амманити пересматривает, а порой и опрокидывает
традиционную схему романа воспитания, пытаясь найти ответ на непростой вопрос:
как стать человеком в мире, утратившем человечность.