Топос Ubi sunt в мировом поэтическом тексте и в русской поэзии XVIII-XX веков
Федор Никитич Двинятин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
124
2018-03-22
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Русская литература, поэтическая традиция, интертекстуальность, топос, топика
Тезисы
Ослабленной, размытой формой интертекстуальности является топика,
понятие которой в современном смысле введено Э.Р.Курциусом. Первый,
предварительный признак топики – ее отнесенность к области синтагматических,
фрагментарных заимствований, второй и основной– нелокализуемость источника
заимствования. Третий, дополнительный признак топики – небуквальность
заимствования, возможность варьирования. К числу топосов, распространенных в
мировой поэтической и риторической традиции, принадлежит и Ubi sunt (где
суть [ныне]), строящийся как цепочка вопросов, начинающихся с «где» и
перечисляющих погибшее, утраченное, недоступное.. Он отмечен в Беседе на
Евтропия св. Иоанна Златоуста (Πού
είναι η λαμπρή στολή του υπατικού αξιώματος; Πού είναι τα αστραφτερά φώτα; Πού
είναι τα χειροκροτήματα κι οι χοροί και οι πολυέξοδες τελετές и далее), в Строфах на смерть отца Хорхе Манрике (¿Qué se hizo el rey don Juan? Los infantes de Aragón ¿qué se hicieron? ¿Qué fue de tanto galán и
далее), в Балладе о дамах былых времен Франсуа Вийона (Où est la très sage Héloïs и
т.д.) и др. В новой русской поэзии этот топос появляется уже в Хотинской оде
Ломоносова (Где ныне похвальба твоя? Где дерзость? где в бою упорство? Где
злость на северны края? Стамбул, где наших войск презорство?), далее у
Державина (Где слава? Где великолепье? Где ты, о сильный человек?), Батюшкова (Но
где минутный шум веселья и пиров, В вине потопленные чаши? Где мудрость
светская сияющих умов? Где твой Фалерн и розы наши?), Баратынского (О, где вы,
призраки невозвратимых лет, Богатство жизни - вера в счастье? Где ты, младого
дня пленительный рассвет? Где ты, живое сладострастье?), Пушкина (Увял! Где
жаркое волненье, Где благородное стремленье И чувств и мыслей молодых, Высоких,
нежных, удалых? Где бурные любви желанья…), Мандельштама (Где
первородство? Где счастливая повадка? Где плавкий ястребок на самом дне очей?)
и др.