«Апокалипсис» в сирийском апокрифе «Исход Марии»
Елена Никитична Мещерская
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2018-03-21
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
апокриф; апокалипсис; Богородица; авторство текста;
рай эдемский; уранология; небесный Иерусалим; эсхатология
Тезисы
В сирийском апокрифе «Исход Марии» существенное место
занимает раздел, который можно назвать «Апокалипсис». Он представлен как в
пространной версии этого сочинения, известной под названием «Пять книг», так и
в сокращенной его редакции «Шесть книг». Кроме того, переработанная версия
раздела вошла в восточносирийскую компиляцию «История Девы Марии».
«Апокалипсис» известен также в эфиопском и арабском переводах версии «Шесть
книг». Доклад основывается на сирийских версиях «Апокалипсиса».
В докладе будут рассмотрены:
1. проблема авторства «Апокалипсиса», которая связана с точкой зрения автора «Исхода Марии» о важной роли апостола Иоанна в событиях последнего периода земной жизни Богородицы;
2. структура «Апокалипсиса» и текстологические расхождения в его версиях;
3. особенности представлений автора о рае эдемском, божественной уранологии, небесном Иерусалиме и эсхатологии.
Поскольку центральное место в тексте «Апокалипсиса» занимает описание небесного Иерусалима, будет поставлен и проанализирован вопрос возникновении и формировании в христианском богословии идеи символического отождествления Богоматери с храмом, которая нашла широкое истолкование в византийской иконографии и гимнографии. «Апокалипсис», по нашему мнению, является одним из первых христианских текстов, в котором делается попытка раскрытия и обоснования этой идеи.
В докладе будут рассмотрены:
1. проблема авторства «Апокалипсиса», которая связана с точкой зрения автора «Исхода Марии» о важной роли апостола Иоанна в событиях последнего периода земной жизни Богородицы;
2. структура «Апокалипсиса» и текстологические расхождения в его версиях;
3. особенности представлений автора о рае эдемском, божественной уранологии, небесном Иерусалиме и эсхатологии.
Поскольку центральное место в тексте «Апокалипсиса» занимает описание небесного Иерусалима, будет поставлен и проанализирован вопрос возникновении и формировании в христианском богословии идеи символического отождествления Богоматери с храмом, которая нашла широкое истолкование в византийской иконографии и гимнографии. «Апокалипсис», по нашему мнению, является одним из первых христианских текстов, в котором делается попытка раскрытия и обоснования этой идеи.