Вина и грех. Достоевский и Шекспир
Олег Михайлович Ноговицын
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
214
2018-03-22
12:50 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
поэтика русской прозы, русская литература, шекспир, достоевский, бахтин
Тезисы
Сравнение метафизических позиций Шекспира и Достоевского
позволит нам прояснить различия понимания ими вины и греха, а также различие
драмы и романа как художественных форм.
Гамлет узнает от призрака о преступлении, но не верит ему.
Первое, что Гамлет спрашивает, обращаясь к призраку отца: кто ты, посланник ада
или рая? Гамлет допускает, что весть об убийстве — дьявольский морок, мираж,
которым его хотят ввести в заблуждение. Гамлет ищет доказательства, а пока их нет,
он, — принимает, в сущности, единственно возможное решение: притворяется
сумасшедшим. Маска легкого помешательства — это пауза, которую берет Гамлет в
поисках ответа.
Цель Гамлета — свершить суд, осуществить справедливость,
опираясь на собственный разум. Но его разум не находит опоры и обречен блуждать
среди обстоятельств, что сродни театральному действу. Судьба Гамлета — судьба
человека, возложившего на себя право судить и принимающего ответственность за
вынесенный приговор. Совершенно таков и Клавдий. Он не может обратиться к Богу,
потому что не видит оснований для собственного прощения. Клавдий осудил себя, и
неважно при этом, себя он судит или другого. Гамлет и Клавдий — как бы один и
тот же персонаж, взятый с различных, даже противоположных, сторон или точек зрения.
Гамлет ищет суда над другим, Клавдий совершил суд над собой.
В «Братьях Карамазовых» Митя спрашивает Алешу, знает ли он,
что значит лететь пятами вверх и славить Господа. И Алеша твердо отвечает:
знаю. Персонажи Достоевского стоят на позиции, которая просто незнакома
персонажам Шекспира. Митя совершенно ясно понимает, какой позор совершает, но не
теряет Бога от этого. Его глаза «повернуты внутрь», и это делает его открытым и
добру и злу. Есть совершенно определенная граница, которая лежит между смыслом сюжетов,
трагедией характеров, всей художественной тканью произведений Шекспира и
Достоевского — это отношение к греху.