Отрицание в детской грамматике
Стелла Наумовна Цейтлин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
215-а
2018-03-27
14:20 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
детская речь, конструктивно-функциональный подход,
отрицательные конструкции, синтаксическая
деривация, обратная деривация
Тезисы
В докладе речь идет о синтаксических инновациях
в речи ребенка, которые мы рассматриваем как доказательство того, что он в
состоянии не только ориентироваться на существующие в языке синтаксические
модели, но также строить новые, используя способ деривации, в нашем случае –
обратной. В данном случае это проявляется в том, что существующие в языке
модели отрицательного типа, в нашем языке лишенные неотрицательного коррелята,
приобретают таковой в детской грамматике. Этот процесс можно условно назвать
денегативизацией. Денегативизации подвергаются предложения, которые принято
именовать собственно отрицательными, содержащие в качестве предикатного центра
частицу «не» в сочетании с инфинитивом или формой 2 лица ед. числа: «Не построить
нам снеговика!», «Не поступить ему в эту гимназию»; «Этой водой не напьешься».
В диалогах с детьми часто встречаются случаи обратной деривации, часто
сопровождаемые частицей «нет»: «Нет, построить!», «Нет, напьешься». Обратные
синтаксические дериваты, подобные приведенным выше, напоминают лексемы,
возникшие в результате обратного словообразования: «Говорят, ты неважно сегодня
отвечала на уроке?» – «Очень даже важно!»; «Какие обезьяны уклюжие!»; «Мне
нельзя, а тебе льзя?».
В докладе также предполагается рассмотреть способы выражения отрицания, используемые детьми на ранних стадиях речевого развития. Практически все дети проходят этап, который можно условно назвать этапом глобального отрицания: они используют одно и то же средство – жест, вокализацию и т.п. для выражения весьма разнообразных смыслов, так или иначе связанных с отрицанием: протеста против изменения ситуации, отсутствия кого-то или чего-то, нежелания участвовать в диалоге и т.п. Постепенно отрицательные ситуации дифференцируются, что проявляется и в способах их выражения. Некоторые из этих способов не являются узуальными, что и будет продемонстрировано в докладе.
В докладе также предполагается рассмотреть способы выражения отрицания, используемые детьми на ранних стадиях речевого развития. Практически все дети проходят этап, который можно условно назвать этапом глобального отрицания: они используют одно и то же средство – жест, вокализацию и т.п. для выражения весьма разнообразных смыслов, так или иначе связанных с отрицанием: протеста против изменения ситуации, отсутствия кого-то или чего-то, нежелания участвовать в диалоге и т.п. Постепенно отрицательные ситуации дифференцируются, что проявляется и в способах их выражения. Некоторые из этих способов не являются узуальными, что и будет продемонстрировано в докладе.