К вопросу о космогонии Климента Александрийского
Александр Юрьевич Братухин
Докладчик
доцент
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
кафедра библеистики
2018-03-21
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Климент
Александрийский; космогония; терминология; τὸ μὴ ὄν; Платон, Максим
Исповедник
Тезисы
По мнению
Климента Александрийского, философы о том, что называется материей, говорят как
о «не имеющем качества и формы» (ἄποιον
καὶ ἀσχημάτιστον) и как о «не-сущем» (μὴ
ὄν). Эти слова дали повод некоторым исследователям (П. Эшвин-Сиейковски,
К. Морескини и др.) предположить, что Климент считал материю вечной. Однако вне платоновского контекста он практически
уравнивает «небытие» и «не-сущее», утверждая, что «небытие» (τὸ οὐκ ὄν) является ещё «неустроенным» (ἀνίδρυτον), «так как всё не-сущее (τὸ μὴ ὄν) только устраивается (ἱδρύεται)» (Strom.
VII, 5, 28, 7). В другом месте он характеризует μὴ ὄν как οὐδ’ ὅλως ὀν «совершенное небытие» (Strom.
II, 16, 74, 1). Таким
образом, Климент рассматривал μὴ ὄν
и οὐκ
ὄν как синонимы, но предпочитал платоновское выражение
библейскому. Согласно учению
александрийского богослова, можно выделить следующие стадии в создании мира:
первая — идея, «решение» о нём (νόημα,
ср.: Strom. VI, 16, 142, 2), своеобразный «Предвечный Совет». Вторая —
создание в День, которым является Логос, «через Которого вышло к свету и
рождению каждое из творений» (Strom. VI,
16, 145, 6), умопостигаемых неба и
земли (Strom. VI, 16, 145, 4–5 и V, 14, 93,
4). Третья — создание Тверди небесной «в воспринимаемой чувствами космогонии»
во второй день творения (Strom. V, 14, 94, 1). У кого бы ни заимствовал александрийский
богослов используемую им терминологию, он приспосабливал её для нужд раскрытия
христианского учения, как позднее поступал Василий Великий, творчески
использовавший учение Аристотеля. Элементы космогонической терминологии
Климента в изменённом виде обнаруживаются в творениях Максима Исповедника.