Descriptio urbis в «Слове благодарственном на освящении Академии художеств» М. В. Ломоносова и «Медном всаднике» А. С. Пушкина
Евгений Михайлович Матвеев
Докладчик
независимый исследователь
171
2018-03-21
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Ломоносов, ораторская проза, Пушкин, Медный
всадник, петербургский текст
Тезисы
Использование
Пушкиным в «Медном всаднике» поэтической и ораторской традиции XVIII века
давно и подробно изучалось исследователями (Л. В. Пумпянским, Ю. В. Стенником,
Р. Николози и др.). Однако сопоставление текста вступления не с традицией в
целом, а с отдельными примерами петербургского панегирика XVIII века позволяет
уточнить механизмы функционирования топики в постриторической литературе,
причем особенно репрезентативны те случаи, когда предполагать влияние одного
текста на другой нельзя. В настоящем докладе вступление к пушкинскому «Медному
всаднику» сопоставлено со «Словом благодарственным на освящение Академии
художеств» М. В. Ломоносова (1764, опубл. в 1871), которое ранее напрямую с пушкинской
поэмой не сравнивалось.
Главное
внимание в докладе уделено риторическим приемам расположения – композиции descriptio urbis, которая у Ломоносова и Пушкина, несмотря на
кардинальные различия между двумя произведениями, оказывается во многом
идентичной – повторяются не только отдельные топосы, но и их
последовательность. В обоих текстах описано море, соединяющее Россию и Европу;
после этого упоминается равнинный ландшафт Петербурга, на фоне которого
особенно впечатляющими кажутся высокие здания, контрастирующие с природной
горизонталью; затем говорится об обилии кораблей; затем Петербург
сопоставляется с Москвой; завершают descriptio urbis картины городской жизни в соотнесении с различными
временами года, причем эти картины вызывают у повествователя радостные чувства
(показана петербургская жизнь зимой и весной, упоминается весеннее вскрытие
рек, описываются государственные торжества и военные учения).
Наблюдения,
сделанные в настоящем докладе, позволяют увидеть, как вступление к «Медному
всаднику», принадлежащему к «постпанегирической петербургской поэзии» (Р.
Николози), сохраняет «риторический каркас» композиции городского панегирика,
которая была выработана русской литературой XVIII века с опорой на классическую
риторику.