Художественное «обаяние» канцеляризма: ненужное зачеркнуть
Татьяна Семёновна Садова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
132
2018-03-21
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
канцеляризм, деловой стиль, история канцеляризма, стилистическое
заимствование, историческая стилистика
Тезисы
Взаимопроникновение
стилей литературного языка в процессе его исторического развития, с одной
стороны, обусловлено исходной стилистической многозначностью любого
фразеологически связанного сочетания (даже канцеляризма!), с другой, – является следствием конкретных
художественных задач, которые ставит перед собой автор – писатель, публицист,
ученый. Канцеляризм «ненужное зачеркнуть» и его антонимическая («положительная»)
пара «нужное подчеркнуть» в текстах художественной литературы и публицистики
приобретают ряд функций, обеспечивающих, прежде всего, диалогизм текста: оппозиции
«нужный – ненужный», «необходимый – лишний» создают скрытый диалог с читателем,
которому предстоит сделать свой выбор вслед за автором.
В художественных
текстах указанный канцелярский штамп получает своеобразное поэтическое
развитие. Помимо появления изоморфных компонентов (ненужное – лишнее; нужное – необходимое) внутри фразеологизма, он
становится и проникаемым, и распространяемым. Вторгаясь
в художественный текст, деловой штамп не разрушает его своей стилистической
противоположностью, но, напротив, укрупняет поэтическую значимость произведения
(если она есть).