XLVII Международная филологическая научная конференция

Идеографическое представление русских устойчивых сравнений, характеризующих предметы, в учебном словаре для иностранцев

Елена Михайловна Филатова
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2018-03-20
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

Устойчивое сравнение, идеографическая классификация, учебный словарь, макроструктура словаря

Тезисы

Под устойчивыми сравнениями (УС) понимаются фразеологические единицы, построенные по трехчастной компаративной модели: субъект сравнения – основание сравнения + союз (как, будто, словно) – эталон сравнения. УС русского языка хорошо представлены в специальных словарях, построенных по алфавиту эталона сравнения, но в настоящее время существует только один тематический словарь УС Л.А. Лебедевой. В научной литературе детально исследованы УС, характеризующие человека, однако «мир вещей», вербализуемый УС, практически не являлся объектом изучения. В докладе рассматривается идеографическая классификация УС, характеризующих окружающие человека предметы, определяются параметры, важные для русской лингвокультуры. Из существующих словарей УС русского языка было отобрано 771 УС, исключая диалектные и устаревшие. Было выделено 12 основных групп УС, разделяющихся, в свою очередь, на подгруппы: 1.             Цветообозначения: черный как уголь, красный как кумач и др. 2.            Вес: легкий как зефир, тяжелый как чугун и др. 3.            Размер: маленький как булавочная головка, огромный как диван-кровать, расти как снежный ком и др. 4.            Количество: как деревьев в лесу, как воды в решете и др. 5.            Форма, очертания: круглый как жернов и др. 6.            Фактура: гладкий как мрамор, жесткий как наждак, чистый как скатерть и др. 7.            Температура: холодный как собачий нос и др. 8.            Качество и эффективность: работать как часы, ломаться как часы и др. 9.            Ценность: нужно как воздух, нужно как корове седло и др. 10.         Положение в пространстве: лежать как колода, выситься как пирамиды и др. 11.         Воздействие на предметы: гореть как бумага, поломать как коробку и др. 12.         Движение предметов: падать как комета, вертеться как вентилятор и др. Представленная классификация может служить основой для определения макроструктуры учебного словаря русских УС, предназначенного для иностранного адресата.