Риторические стратегии христианина и судьи в «Мученичестве Аполлония»
Алексей Дмитриевич Пантелеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Греческий институт
2018-03-21
15:00 -
15:25
Ключевые слова, аннотация
Раннее христианство, Римская империя, византийская агиография, гонения, греческая риторика
Тезисы
О суде над
Аполлонием и его казни — эти события произошли ок. 185 г. — нам сообщают два
агиографических сочинения: греческое «Мученичество святого и всехвального
апостола Аполлоса, также называемого Саккеем» (BHG 149) и армянское «Житие
святого Аполлония отшельника» (BHO
79). В центре доклада находится дискуссия между мучеником и судьей —
префектом претория Переннием. Рассматриваются следующие вопросы: какие
аргументы использовал мученик и почему они были отвергнуты? какова была
стратегия сторон в этом процессе? какие цели они преследовали в реальности? к
кому на самом деле была обращена речь Аполлония? какими знаниями в области
риторики, философии и истории он обладал? как могла была воспринята слушателями —
язычниками и христианами — его речь? «Мученичество Аполлония» дает нам
уникальный материал для понимания восприятия христианства римской элитой и
того, как мог происходить суд над высокообразованным христианином, стремившимся
не столько к оправданию или снятию с себя обвинений, сколько к защите своей
веры и рассказу о ней.
О св. Аполлонии, называя его римским сенатором, упоминают Евсевий
Кесарийский, Иероним и другие позднеантичные авторы, и его апология
христианства, произнесенная на суде, оказала определенное влияние на
ранневизантийскую церковноисторическую, агиографическую и полемическую
традиции.