История одной советской пьесы на американской сцене в годы Второй мировой войны: «Победа» И. Вершинина и М. Рудермана (1943)
Максим Михайлович Гудков
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2018-03-26
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
американский
театр; Бродвей; советская драматургия; пьеса «Победа» И. Вершинина и М.
Рудермана
Тезисы
В годы Второй мировой войны - для поддержания боевого и
патриотического духа армии, воюющей за океаном, а также гражданского населения
- театр США стал обращаться к «военной» драматургии страны-союзницы по
антигитлеровской коалиции – СССР: «Русские люди» К. М. Симонова (1942/43),
«Машенька» А. Н. Афиногенова (под названием «Профессор, послушайте!», 1943/44) и
«Нашествие» Л. М. Леонова (1944).
Среди современной отечественной драматургии, увидевшей свет
американской рампы в военные годы, стала и пьеса И. Вершинина и М. Рудермана
«Победа» (1943). На Бродвее спектакль по этому произведению шел под названием
«Контратака».
Характерной чертой американской постановки была определенная
наивность и плакатность в изображении воюющей России. Создатели спектакля, с
одной стороны, плохо знали советскую жизнь и выдавали желаемое за
действительное. С другой – американские авторы постановки руководствовались
целью пропагандировать антифашистскую борьбу и поддерживать союзника. Поскольку
политическая конъюнктура требовала положительного и «чистого» образа
страны-союзницы, а также оптимистического взгляда на перспективы войны с гитлеровской
коалицией, то постановка грешила благодушием, мелодраматизмом и схематичностью,
граничившей с откровенной примитивностью.