Алгоритм романной прозы Захара Прилепина
Александр Олегович Большев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
1000
2017-03-15
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Прилепин,
«Обитель», «Патологии», алгоритм, ад, эдипальность, эсхатологизм.
Тезисы
Сопоставительный
анализ основных романов Захара Прилепина убеждает в том, что действие в них
явно подчинено единому алгоритму. Прежде всего сюжетно-композиционную
конструктивную эквивалентность обнаруживают первый и последний (последний,
разумеется, на сегодняшний день) романы этого писателя: «Патологии» (2004) и
«Обитель» (2014). В обоих произведениях сюжет, отслеживающий различного рода
проблемы, которые возникают у героя, попадающего в экстремальные ситуации
военного и тюремно-лагерного свойства, поначалу разворачивается неспешно. Ритм
и формат романной прозы резко меняются, когда две трети текста уже позади:
сюжетная ткань уплотняется до предела, вокруг героя сгущается мрак, достигающий
в конце максимальной концентрации. Последняя треть как «Патологий», так и
«Обители» фактически изображает соприкосновение героя с преисподней. Страдания
зека Артема Горяинова («Обитель») обнаруживают так много общего с муками
спецназовца Егора Ташевского («Патологии»), что становится ясно: перед нами
важнейший невротический инвариант прилепинского художественного мира. В аду,
изображенном в «Патологиях» и «Обители», ключевую роль играет холод. И в «Патологиях»,
и в «Обители» сходным образом погружение автопсихологического героя в ад
высвечивает универсальную трагедию человеческой богооставленности: оба героя
ведут с Богом загадочную тяжбу, осложненную эдипальными коннотациями.