Великий Немой как киногерой 1960-х гг.: от «Андрея Рублева» А. Тарковского к «Великому молчанию» (Il Grand Silencio) С. Корбуччи
Артем Николаевич Зорин
Докладчик
профессор
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова
1000
2017-03-21
10:00 -
10:30
Ключевые слова, аннотация
Кинематограф, персонаж, молчание, Тарковский, вестерн.
Тезисы
Словесная репрезентации героя в послевоенном игровом звуковом кинематографе соотнесена с семантической нагруженностью молчания. Плакатность персонажей киноэпоса остро контрастировала на фоне сохранявшейся немоты хроники с ее образами реальных героев войны. Сокращение разрыва между игровым и неигровым кино в формах вербализации персонажа проявилось в экспериментах французской «новой волны».
Молчание как одно из выразительных средств и как форма поведения личности в кадре в кинематографе 60-х гг. приобрело особое значение. В оттепельном советском кино молчание было двояким — обозначало традиционный драматургический подтекст, но также молчаливость отражала слабую этическую позицию («промолчи, промолчи, попадешь в стукачи» Галича). Герой-шестидесятник, шифруя в молчании скрытое содержание кинопроизведения, всегда должен был решительно вербализовывать свою активную социальную роль.
Исихазм Андрея Рублева в фильме Тарковского предъявлял принципиально новую оппозицию слово/тишина на экране. Невыразимость, невысказываемость («непрозрачность») личности, немота как обретение высшей истины — все это сакрализовало бытие героя, сюжет и, в целом, модель личностного поведения, ориентированного на служение истинам аксиологического порядка.
Законченный вид сакрализация молчаливого героя приобрела в рамках иного жанра — мифологичного спагетти-вестерна, культивирующего маскулинность загадочно молчащего героя. В фильме Корбуччи «Il Grand Silencio» номинация персонажа (Silencio) манифестирует персонифицированное молчание как тип коммуникации, отождествляет его образ с молчанием высшего порядка. Немота приобретает иное экзистенциальное значение, отсылающее к опыту Тарковского. Она раздвигает возможности жанра вестерна — становится знаком истины и справедливости в ситуации молчания Бога.
Молчание как одно из выразительных средств и как форма поведения личности в кадре в кинематографе 60-х гг. приобрело особое значение. В оттепельном советском кино молчание было двояким — обозначало традиционный драматургический подтекст, но также молчаливость отражала слабую этическую позицию («промолчи, промолчи, попадешь в стукачи» Галича). Герой-шестидесятник, шифруя в молчании скрытое содержание кинопроизведения, всегда должен был решительно вербализовывать свою активную социальную роль.
Исихазм Андрея Рублева в фильме Тарковского предъявлял принципиально новую оппозицию слово/тишина на экране. Невыразимость, невысказываемость («непрозрачность») личности, немота как обретение высшей истины — все это сакрализовало бытие героя, сюжет и, в целом, модель личностного поведения, ориентированного на служение истинам аксиологического порядка.
Законченный вид сакрализация молчаливого героя приобрела в рамках иного жанра — мифологичного спагетти-вестерна, культивирующего маскулинность загадочно молчащего героя. В фильме Корбуччи «Il Grand Silencio» номинация персонажа (Silencio) манифестирует персонифицированное молчание как тип коммуникации, отождествляет его образ с молчанием высшего порядка. Немота приобретает иное экзистенциальное значение, отсылающее к опыту Тарковского. Она раздвигает возможности жанра вестерна — становится знаком истины и справедливости в ситуации молчания Бога.