Дискурсивная гетерогенность PR-текста об арт-событии
Ульяна Анатольевна Жаркова
Докладчик
Челябинский государственный университет
15-П
2017-03-16
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Искусствоведческий дискурс, PR-текст, полидискурсивность, междискурсивность, артионим.
Тезисы
PR-текст, позиционирующий арт-событие
(выставку, вернисаж, фестиваль), тематически коррелирует с жанром
искусствоведческого текста-комментария. Полидискурсивная природа заявленного
объекта исследования детерминирует необходимость интегрированного подхода к его
изучению. Медийный текст реализует черты PR-дискурса, рекламного и
искусствоведческого дискурсов. Основными коммуникативными стратегиями,
воплощенными в указанном жанре являются, соответственно формирование имиджа художника и/или галереи,
побуждение реципиента к посещению выставки, вербализация художественной
концепции выставки, интерпретация. Семантика данного жанра, в частности, детерминирована
предметной областью «искусство» и воплощается на тезаурусном уровне в художественной
терминологии и квазитерминологии. На мотивационном уровне представлены
различные способы вербализации категорий адресованности (персональный дейксис,
императив), интертекстуальности (цитаты и аллюзии), модальности (суперлативная
и коннотативная оценочность). Структурное подобие медийного текста об
арт-событии и рекламного текста обосновывается наличием названия выставки
(метафорика слогана), основного текста аргументативно-информирующего характера,
а также наличием иконической составляющей: как правило, постера или буклета
выставки. Концептуализация творчества в медийном PR-тексте обусловливает уникальный характер
данного жанра, интегрирующего экспрессивность и научность, в целом не
характерную для жанра пресс-релиза.