«Древний ужас» у Данте: архетипы
Марина Сергеевна Самарина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-17
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Средневековье, мистика, потусторонний мир, религия, готика, ужас.
Тезисы
Страх — одна из базовых эмоций человеческого сознания, важнейший архетип, нашедший выражение в литературе всех эпох и, в особенности, в средневековой литературе эпохи готики, ее неотъемлемая составляющая. Эстетику ужасного Данте начинает разрабатывать еще в «Новой жизни»: в сцене вещего сна о смерти Беатриче, описанной в стилисте Апокалипсиса, появляются пугающие образы, предваряющие призраков и чудовищ будущего «Ада».
«Божественная комедия» (прежде всего «Ад» и «Чистилище») наполнена устрашающими образами с первых строчек; чувство страха присутствует в первой же терцине. Данте описывает важнейшие древнейшие архетипы ужасного, свойственны человеческому сознанию во все эпохи. Это боязнь контакта с миром мертвых, боязнь встречи с потусторонними существами, боязнь приближения конца света, темноты, стихий (огня и воды), чудовищ, темного леса, открытого и закрытого пространства, страх неизвестности. Ад наполнен многочисленными и разнообразными по облику и поведению бесами и демонами, соответствующими разнообразию и глубине человеческих страхов. Это и библейские образы, и древние античные чудовища Минотавр и Цербер, и великое множество мелких бесов, и плод средневекового сознания падший ангел Люцифер, превращенный Данте во властителя мирового зла Сатану, олицетворяющего мировой ужас и изображенного им как высшего символа анти-Гармонии, анти-Красоты, анти-Созидания и анти Добра.
Ужас у Данте всегда имеет морально-этическую составляющую, он не является стихийным бессознательным животным чувством, он всегда воспринимается как ужас перед ликами зла, как отвращение перед мировым злом и как его неприятие на всех уровнях — этическом, философском и эстетическом. Самый большой страх в «Божественной комедии» Данте — это страх экзистенциальный, страх божий, страх отсутствия надежды.
«Божественная комедия» (прежде всего «Ад» и «Чистилище») наполнена устрашающими образами с первых строчек; чувство страха присутствует в первой же терцине. Данте описывает важнейшие древнейшие архетипы ужасного, свойственны человеческому сознанию во все эпохи. Это боязнь контакта с миром мертвых, боязнь встречи с потусторонними существами, боязнь приближения конца света, темноты, стихий (огня и воды), чудовищ, темного леса, открытого и закрытого пространства, страх неизвестности. Ад наполнен многочисленными и разнообразными по облику и поведению бесами и демонами, соответствующими разнообразию и глубине человеческих страхов. Это и библейские образы, и древние античные чудовища Минотавр и Цербер, и великое множество мелких бесов, и плод средневекового сознания падший ангел Люцифер, превращенный Данте во властителя мирового зла Сатану, олицетворяющего мировой ужас и изображенного им как высшего символа анти-Гармонии, анти-Красоты, анти-Созидания и анти Добра.
Ужас у Данте всегда имеет морально-этическую составляющую, он не является стихийным бессознательным животным чувством, он всегда воспринимается как ужас перед ликами зла, как отвращение перед мировым злом и как его неприятие на всех уровнях — этическом, философском и эстетическом. Самый большой страх в «Божественной комедии» Данте — это страх экзистенциальный, страх божий, страх отсутствия надежды.