XLVI Международная филологическая научная конференция

Собака лает — ветер носит: к постановке вопроса о звукоподражательной картине мира

Елена Анатольевна Шамина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2017-03-17
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Звукоподражания, лай, инстанты, континуанты, фреквентативы, языковая картина мира.

Тезисы

Сопоставительный анализ звуковой формы звукоподражательных глаголов, имитирующих звуки, издаваемые собакой, из 8 современных индоевропейских языков позволяет обнаружить как сходства, так и различия в их фонетической структуре. Поскольку звучания, обозначаемые рассматриваемыми лексемами, довольно разнообразны (лай, вой, скуление, рычание и пр.), то в каждом из привлеченных к анализу языков обнаруживается около десятка подобных слов, часто не имеющих прямых параллелей в других языках. Их корневые морфемы могут быть описаны с помощью основных классов ономатопов (по классификации С. В. Воронина). Как в близкородственных языках, так и в языках, принадлежащих разным группам, для изображения воя и скуления используются континуанты (нем. heulen,  исп. ulular), а для передачи рычания — фреквентативы (англ. growl, ит. ringhiare, швед. ryta). Это наблюдение согласуется с универсальной теорией звукоизобразительности. Собственно лай представлен в анализируемом материале разными моделями фреквентативов и континуантов (ит. abbaiare, лит. loti, рус. гавкать), в разном соотношении в разных языках. Этот факт закономерен с учетом неоднородности репрезентируемого денотата (лай собак разных пород, разной функциональной направленности и т. д.). Английский язык при этом демонстрирует существенное отличие от других языков: более трети анализируемых ономатопов являются инстантами (например, whimper,  yelp). Эту особенность нельзя объяснить различиями в частотности фонем или другими фонотактическими свойствами. Данное наблюдение приводит к выводу о том, что в разных языках сходные звучания могут быть репрезентированы с разными основаниями, что ведет к постановке вопроса о звукоподражательной картине мира  как фрагмента общей  языковой картины мира.