XLVI Международная филологическая научная конференция

Синтаксическая синонимия — основа для формирования синтаксического поля типового значения

Юлия Васильевна Роговнева
Докладчик
старший преподаватель
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

кинозал
2017-03-16
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Синтаксическое поле, синтаксическая синонимия, модель предложения, типовое значение, коммуникативная ситуация.

Тезисы

В соответствии с теорией Г. А. Золотовой предложение и его модификации можно представить в виде поля, ядром которого является базовая, исходная модель предложения, а периферией — различные грамматико-семантические и коммуникативно-экспрессивные модификации исходной модели. Исследования, проведенные в последнее время, доказывают, что при анализе структуры синтаксического поля необходимо учитывать параметры коммуникативных ситуаций и выбор говорящим определенной конструкции из имеющихся в языке моделей с одним типовым значением. Например, при описаниипредмета, который говорящий видит перед собой, он выбирает следующие модели с типовым значением качества: 1. Телефон черного цвета; 2. Экран черный; 3. Телефон гладкий на ощупь; 4. Он прямоугольной формы; 5. Сумка бесформенная; 6. Сумка из кожи; 7. Кожаная сумка. Представляется, что все модели в пределах одного типового значения можно представить в виде поля, ядро которого будут составлять конструкции, регулярно используемые говорящим в заданной коммуникативной ситуации, а периферию — конструкции, используемые нерегулярно или закрепленные за определенной позицией в тексте (в наших примерах ядро образуют предложения 1,3, 4, 5, 6, периферию — модели 2 и 7).
Таким образом, мы предлагаем формировать структуру синтаксического поля не по исходной модели предложения и ее модификациям, а по регулярности/нерегулярности употребления говорящим моделей с одним типовым значением (синтаксических синонимов) в условиях одной коммуникативной ситуации. Такое понимание структуры синтаксического поля позволит сформировать систему типовых значений с выражающими их моделями и определить набор моделей, востребованных говорящим для обозначения явлений действительности в различных коммуникативных ситуациях.