Первосмысл концепта
Владимир Викторович Колесов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2017-03-14
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Концепт, концептум, концептология, первосмысл, первообраз.
Тезисы
Минимальные единицы сознания именуют «прототипами»,
«примитивами», «архетипами», которые, являясь вещными, не проникают в глубину искомого состава,
оставаясь на поверхности явления. В русской философии неоднократно пытались обозначить подобную
единицу ментальности как минимальный фрагмент помысленной сущности, условно названной концептумом (лат. conceptum ‘зерно, семя’) — зерно
первосмысла, в отличие от концепта
в полном составе его содержательных форм (conceptus ‘содержащий’).
Глубина залегания первосмысла достаточно велика, он восходит к
первоформе, реконструированной Э. Бенвенистом как «односложный, трехбуквенный»,
и расширенной прибавлением к корню консонантного распространителя в позднем индоевропейском, с уже оформившимся
состоянием самостоятельных слов,
которые входили в словарный состав праславянского языка с чуть преобразованным
значением (по причине усложнения слова включением
смысла наличных распространителей). См.:
*prō ‘вперед(и)’ > pra ‘пра-форма, пра-язык’ с артиклем –v- > правъ
*rei ‘реять, виться’ -k-a ‘ток, течение’ с артиклем -к-> рѣка (реять)
Только на втором этапе развития корня явился первосмысл, который присутствует в корнях всех индоевропейских языков, но первообраз этого первосмысла («внутренняя форма» Потебни), как достояние общеславянского языка, представлен уже в законченной единице — в слове, постепенно обраставшем серией производных: пра > пра-в > пра-в-ьд-а > пра-в-ьд-ьн-ъ (правден) > пра-в-ьд-ьн-ост-ь. Вперед и вверх оборотился праведностью. При всех преобразованиях формы концептум (первосмысл) сохраняется. Первосмысл обретается не в точке прошлого, где он возник и материализовался, а в общем пространстве времен.
*prō ‘вперед(и)’ > pra ‘пра-форма, пра-язык’ с артиклем –v- > правъ
*rei ‘реять, виться’ -k-a ‘ток, течение’ с артиклем -к-> рѣка (реять)
Только на втором этапе развития корня явился первосмысл, который присутствует в корнях всех индоевропейских языков, но первообраз этого первосмысла («внутренняя форма» Потебни), как достояние общеславянского языка, представлен уже в законченной единице — в слове, постепенно обраставшем серией производных: пра > пра-в > пра-в-ьд-а > пра-в-ьд-ьн-ъ (правден) > пра-в-ьд-ьн-ост-ь. Вперед и вверх оборотился праведностью. При всех преобразованиях формы концептум (первосмысл) сохраняется. Первосмысл обретается не в точке прошлого, где он возник и материализовался, а в общем пространстве времен.