Особенности восприятия критического искусствоведческого текста
Александра Борисовна Ерохина
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
182
2017-03-16
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Искусствоведческий дискурс, критический текст, рецензия, восприятие текста, интертекстуальная компетенция.
Тезисы
Критический
искусствоведческий дискурс является составной частью искусствоведческого
дискурса как всей совокупности деятельности по поводу изучения произведений
искусства. Здесь на первый план выходит фигура критика, который выступает интерпретатором
произведения искусства и посредником между его автором и широкой аудиторией. В
этом контексте интересным представляется процесс коммуникации трех основных участников
художественно-критического дискурса: творца и его творения, критика и аудитории.
Центральное место в данном случае занимает критический искусствоведческий текст.
С одной стороны, он является продуктом восприятия
в рамках невербального искусствоведческого дискурса, представленного
коммуникативной моделью «художник — зритель/критик». В процессе восприятия образы
и смысловые интенции художника подвергаются идеологическому гиперкодированию со
стороны критика, и его комментарий несет в себе личную ассоциацию с уже имеющимся
в его психическом арсенале образом (напр., аллюзии, метафоры и др.). С другой
стороны, критический искусствоведческий текст — это объект восприятия в составе вербального искусствоведческого дискурса,
с моделью «критик — читатель». В ходе этого вторичного восприятия критический текст
деформируется и обрастает индивидуальными
значениями для каждого отдельного читателя (за исключением случаев интерпретации
предметно-фактологических блоков текста). При этом адекватное восприятие обеспечивается
наличием у читателя энциклопедической и интертекстуальной компетенций. Таким
образом, смыслы, заложенные художником в свою работу, преломляются дважды — и
весьма трудно предсказать, какую форму они примут в итоге. В докладе
представлены примеры из текстов рецензий, посвященных современной живописи, из англоязычных
искусствоведческих изданий ARTnews и ArtForum.